Найти тему

7 июля 1896 года — день рождения Нижегородского художественного и исторического музея

Оглавление

От этой даты берёт своё начало история двух крупнейших музеев нашего региона: Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородского государственного художественного музея.

В 1894 г. в связи с подготовкой в Нижнем Новгороде к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, было принято решение о реставрации Дмитриевской башни Нижегородского кремля и приспособлении её под музей.

Губернские и городские власти выступили за создание объединенного художественного и исторического музея, тем самым обеспечив городу устойчивое значение «культурного центра», и, что немаловажно, вписав музей в культурную программу выставки 1896 года.

Открытие музея, получившего название Нижегородский городской художественный и исторический музей, было назначено на 25 июня 1896 г. (7 июля по новому стилю).

Дмитровская башня кремля после реконструкции 1896 года
Дмитровская башня кремля после реконструкции 1896 года

Присмотримся к архивным фотографиям залов художественного и исторического отделов музея. На них можно рассмотреть экспонаты, которые продолжают свою жизнь в запасниках и в выставочных залах двух старейших музеев Нижегородской области. О некоторых из них и пойдет речь в статье.

Художественный отдел

Коллекция художественного отдела состояла из присланных в дар Академией художеств и русскими художниками произведений и разместилась в нижнем ярусе Дмитриевской башни.

На фотографии ниже мы видим знаковое для истории художественного музея полотно — картина Николая Кошелева «Погребение Христа» (самая большая картина, слева от которой — бюст Петра I).

Это масштабное полотно (4 метра на 5,5 метров) — первый экспонат, появившийся в коллекции!

Художественный отдел музея на первом этаже Дмитровской башни
Художественный отдел музея на первом этаже Дмитровской башни

В 1896 году к открытию музея картину подарил сам автор — сподвижник Ивана Крамского, профессор императорской Академии художеств Николай Кошелев, который вместе с живописцем Андреем Карелиным и инициировал создание нижегородского музея.

В Нижнем Новгороде Кошелев, родившийся в Пензенской губернии в семье крепостного, провел детство: его отдали в услужение местному живописцу-ремесленнику, а потом покровительствующая юному подмастерью помещица устроила его в Казанское художественное училище, после нескольких уроков в котором и нескольких лет самостоятельной работы он поступил в Академию художеств в Петербурге.

«Погребение Христа» художник задумал еще в годы обучения в академии. Но к воплощению замысла вернулся только спустя годы, в начале 1880-х, когда заработал на росписи храма Христа Спасителя и отправился в путешествие по Европе. Остановившись в Риме, Кошелев заказал цельнотканый холст и, как признают эксперты, довольно быстро для таких масштабов — меньше чем за год, написал полотно.

Н.А. Кошелев (1840-1918). Автопортрет
Н.А. Кошелев (1840-1918). Автопортрет

Мнения критиков о ценности работы и неизбежные сравнения с «Явлением Христа народу» Иванова были не всегда в пользу Кошелева. Впрочем, это не повлияло на судьбу картины в те годы: она активно выставлялась и по понятным причинам оказалась в запасниках музея только в 1924 году.

Нелёгкой была последующая судьба полотна: в годы Великой Отечественной войны оно, и так накрученное на вал, пострадало особенно, т.к. в помещении протекали потолки, а перемещать длинный вал не было возможности. Но в 2009 г. началась реставрация картины и полотно вернулось в экспозицию в 2014 г., заняв особое место в отделе русского искусства Нижегородского художественного музея (в настоящее время отдел закрыт на реконструкцию).

Исторический отдел

Коллекция исторического отдела была полностью перенесена в Дмитриевскую башню из Петровского исторического музея, который был открыт в 1895 году в «Петровском домике» на Почайне. Расположилась коллекция по витринам на хорах башни.

-4

19 июля 1896 г. музей посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна, они подробно осматривали музей, расспрашивали о выставленных вещах, и поинтересовались у сопровождавших их по экспозиции отца и сына Карелиных: «Сколько лет существует музей?». На это А.А. Карелин ответил — всего несколько дней, что изумило высочайших гостей.

-5

Особое внимание гости обратили и на фарфоровое блюдо, поднесенное в 1836 году императору Николаю I нижегородским городским головой С.С. Пятовым.

В каталогах музея 1896 г., а также на фотографиях экспозиции музея в Дмитриевской башне А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, мы можем это блюдо увидеть.

-6

Сегодня фарфоровое блюдо, сделанное на заводе Гарднера в Вербилках, представлено на выставке «Музеи имеют свою судьбу» в Усадьбе Рукавишниковых — главном здании НГИАМЗ. Выставка рассказывает об этапах организации исторического музея, о людях, стоявших у истоков его создания и, конечно, о богатейшей коллекции, формирование которой продолжается по сей день.

-7

На выставке «Музеи имеют свою судьбу» НГИАМЗ представлены и некоторые другие экспонаты из собрания первого городского музея.

-8

А в сохранившемся Уставе от 1901 года встречаются любопытные факты о его работе в первые годы ХХ века:

· с 1 октября по 1 апреля было постановлено открывать музей с 10 до 15.00;

· с 1 апреля по 1 октября – с 10 до 17.00. По воскресным дням с 12 до 15.00;

· в двунадесятые праздники музей был закрыт;

· бесплатный вход в музей был организован по воскресным дням, а в остальные дни плата за вход составляла 20 коп.

-9

Художественный отдел был выделен из состава музейного объединения в самостоятельный Художественный музей в 1934 году. Но до сих пор у двух старейших музеев Нижегородской области — художественного и историко-архитектурного, много общего и в составе коллекций, и в судьбе.

В 2021 году два крупнейших музея нашего региона отметят свой 125-летний юбилей.

Статья подготовлена по материалам, собранным отделом истории НГИАМЗ и научными сотрудниками НГХМ.
В подготовке были использованы материалы монографии Н.А. Уткиной «Нижегородский мусейон: основание. История возникновения и деятельности музеев г. Нижнего Новгорода в 1860-х — 1917 гг.»