Что изменилось после Ельцина? Чубайс непотопляем? Что больше - наши яхты или их линкоры? Скачки цен на нефть - в чью пользу? На это и на многое другое ответит эта статья.
Все процессы в большой стране, тем более такой, как СССР, имеют чудовищную инерцию. Представьте себе раскрученную многотонную конструкцию, которую пытаются остановить руками. За несколько месяцев остановить маховик СССР, развернуть и снова раскрутить в другом направлении – было практически невозможно. Именно поэтому механизм управления страной Ельцин просто-напросто сломал и начал строить и раскручивать новый маховик. Ну а сброшенный с оси старый – ещё долго бешено крутился, разрушая всё вокруг и ломая судьбы людей.
В 2000-х, за год до смены столетий, к власти пришёл В. Путин. В наследство Путину досталось:
✔️ Полуразрушенная страна
✔️ Сепаратизм на окраинах с огромными проблемами конкретно в Чечне
✔️ Жирующий олигархат
✔️ «Приватизированная» общенародная собственность
✔️ Огромное социальное расслоение народа России
Началось преобразование сложившегося бандитского государства к приемлемому для жизни и управления виду.
Что такое олигархат? Олигархат – это государственный строй, при котором очень богатые люди (ОБЛ) управляют государством. Соответственно, олигархи – это ОБЛ, принимающие участие в управлении страной.
Понятно, для чего ОБЛ прибирали власть к рукам и занимались «управлением»:
✔️ Чтобы, обеспечить себе режим наибольшего благоприятствования в деле дальнейшего накопления капитала
✔️ Чтобы обезопасить себя от нападок государства на их богатства
✔️ Чтобы удовлетворить присущую многим «жажду власти»
В наследство от Ельцина Путину достался именно олигархат и с олигархами началась упорная борьба. В результате большинство всё поняло и ушло в сторону. С непокорными поступали круто. Скажем, Ходорковский сел в тюрьму на 10 лет, Гусинский уехал на историческую родину.
Борьба с олигархатом оказалась борьбой с олигархами Ельцина, на смену им пришли свои, уже олигархи Путина. Точно так же был отодвинут клан Ельцина и в первые ряды власти стала приходить команда президента.
Немного статистики. Кто не любит цифры – может пропустить:
На момент победы над Ходорковским в 2005 году ситуация в России казалась Путину вполне стабильной. За период с 2000 до 2008 года ВВП России вырос в 1,65 раза (что, впрочем, было не удивительно, если учесть размер ВВП в последний год правления Ельцина), промышленное производство увеличилось в 1,5 раза, в сельском хозяйстве урожаи увеличились в 1,4 раза.
Безработица была на сравнительно низком уровне и рынок насыщался промтоварами по довольно низким ценам. Сократился внешний долг России, увеличились активы.
Заслуга команды управленцев во всём этом была, но основной секрет такого положения дел – сильный подъём цен на экспортные товары страны: газ, нефть, лес, металл, удобрения. Поддержку оказывал и заниженный курс рубля: обменный курс – 29 рублей за доллар, а паритет покупательной способности – 13 рублей за доллар, что повышало конкурентоспособность российских товаров. Цены на нефть скакнули с 30 (2003 г.) до 100 (2008 г.) долларов за баррель. Нефтяная рента выросла с 40% до 80%.
Что же касается приватизации, то широко рекламируемая кланом Ельцина «манна небесная», которая должна была посыпаться на Россию в результате приватизации, оказалась настолько мизерной, что её не хватало даже на процентное обслуживание госдолга. То есть реально то, что весь народ создавал многие десятилетия, фактически раздавалось как при Ельцине, так и при Путине, в «хорошие» руки.
Может быть помните либеральную мантру о том, что государство - не эффективный собственник, а вот частник – ого-го как поднимет производительность труда и доходность на предприятиях. Возможно, это правильно где-то там, в туманной дали, а в России у приватизированных предприятий указанные показатели почти нигде не повышались. Более того, чаще всё дело сводилось к тому, что оборудование продавали по цене металлолома, а освободившиеся площади продавались или сдавались в аренду.
Очень наглядный результат приватизации – РАО «ЕЭС России» (1992-2008 г.г.). Чубайс, возглавлявший эту организацию с 1998 года, в 2000 году подготовил план реформирования и приватизации этого энергетического монополиста. В результате реформы планировалось резкое снижение стоимости электроэнергии и качественное перевооружение энергетической отрасли. Это, конечно, не по две «Волги» за ваучер, но тоже – весьма приятно.
В результате реформы, закончившейся в 2008 году, почти все электростанции и сбытовые компании были приватизированы и Чубайс лишился работы. Под государственным контролем осталось несколько организаций, управляющих магистральными сетями. Получается, что все, «генерирующие» деньги части РАО были переданы в частные руки, а вся головная боль – сети – остались у государства.
Теперь о финансовых результатах. Объявлялась цена энергетического хозяйства – 30 млрд. долларов. От приватизации было выручено около 25 млрд. долларов, но в бюджет из этих денег не попало почти ничего. Зато партия СПС (курировалась Чубайсом) стала одной из самых богатых партий России.
При этом выяснилось, что модернизировать предприятия и строить новые владельцам «не по карману» и все их траты щедро финансировались государством.
Тарифы, вместо обещанного снижения, стали быстро и регулярно расти.
Число аварий на электростанциях и на энергосетях стало увеличиваться. В 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС произошла катастрофа.
Тарифы на подключение к электросетям для малого бизнеса стали чудовищно большими.
Одним словом, всё, к чему прикасается Чубайс, превращается в золото. В золото для некоторых, а для страны и всего населения – в горе и слёзы. И после этого Путин в 2008 году его ставит осваивать новые бюджетные миллиарды – Чубайс становится генеральным директором компании «Роснано». Весь путь компании сопровождался банкротством организаций, тем или иным способом связывавшихся с Роснано при одновременном росте бюджетных вливаний в само Роснано. В 2020 году он уходит с этой должности, после чего выясняется, что у компании чистый убыток в 120 млрд. рублей.
Занавес. Чубайс раскланивается и уходит на … нет-нет, не на скамью подсудимых, а на должность специального представителя Президента Владимира Владимировича Путина по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития, где и трудится до 2022 года, после чего тайком, даже чаю не попив на прощанье, уезжает на историческую родину. С этого момента, по словам гражданина Д. Пескова, он не представляет интереса для государства, так как становится частным человеком.
Опять цифры:
Доля экспорта сырья с 75% в 2000 году достигает 83% в 2008 году. Доля экспорта машин и оборудования падает в 9% в 2000 году до 5% в 2008 году. Эти цифры наглядно демонстрируют направление движения российской экономики и состояние производства. В то же время за этот период цифры импорта зарубежного оборудования возросли с 31,5% до 53%.
Выше я писал, что сократился внешний долг России. На самом деле он не сократился, а вырос, но изменилась структура долга: собственно долг России уменьшился и был практически погашен, но долг частного и государственного бизнеса увеличился со 146 млрд. долларов в 2002 году до 480 млрд. долларов в 2008 году.
К 2008 году относительно приличная жизнь была в крупных городах и в немногочисленных «сырьевых» регионах. В остальных же местах началась настоящая бедность. Особенно это было заметно в так называемых «моногородах», где было единственное градообразующее предприятие. После его закрытия работать людям было негде и положение было – «хоть вешайся». В деревнях тоже было плохо, но там хоть традиционно кормились «от земли».
Именно в эти годы появился лозунг: «Хватит кормить Москву!». Действительно, во все времена Москва жила лучше остальных мест страны: власть не могла допустить недовольства москвичей, ведь она сама дислоцировалась в Москве. Сейчас вообще есть поговорка, что жизнь есть только в пределах кольцевой дороги вокруг Москвы, а что за ней – никто не знает, может жизни там уже и нет.
Одновременно в Москве и других местах стала нарастать протестная активность. Ельцинские кланы, отодвинутые «от кормушки», никуда не делись. Они постепенно начали восстанавливать свои позиции во власти и СМИ. Стали появляться статьи, остро критикующие действия власти и призывающие к либеральным реформам (практически всегда СМИ контролировались и контролируются либералами).
Перед властью встал вопрос выработки отношения к этим призывам и к тем, кто стоит за призывами. Это, если разобраться, традиционный русский вопрос: как искоренить либерализм. Иван Грозный со своей опричниной его не решил, Сталин не сумел их окончательно победить и теперь «проклятый вопрос» встал перед Путиным.
Задача перед Путиным стояла сложная. В стране не было идеологии, на которую опирался Сталин при чистках, не было и мощной партии, которая помогала Сталину выстоять в борьбе с либералами. Не было и доверия к своим собратьям – чекистам: даст он им команду и полномочия, вычистят они либералов, а где гарантия, что самого Путина потом не начнут вычищать?
Пришлось Путину принять их – особым «либеральным» крылом – в свою команду. Это было начало образования так называемых «башен Кремля» и начало недовольства действиями Путина спецслужбистской «патриотической башни».
С этого момента начинается коммерциализация власти. Власть начинает практически неприкрыто растаскивать бюджет, что дало пример многочисленной армии чиновничества относиться к бюджету, как к своей кормушке. Вокруг городов стали расти особняки и дворцы, стала массово скупаться «дешевая» зарубежная недвижимость, появились многомиллионные зарубежные счета, у чиновников на руках появились часы стоимостью с бюджеты малых городов, а в гаражах выросли целые автопарки эксклюзивных машин.
Страну стали «дерибанить» все, кто только мог. Зарвавшихся – сажали в тюрьмы, но что такое три-пять-десять посадок на фоне сотен тысяч присосавшихся «клопов»? Позже стали строиться яхты размерами и вооружённостью превосходящие линкоры, личные Боинги перестали кого-либо удивлять. Кстати, как мы сейчас, в 2022 году видим, всё это строилось для «дорогих зарубежных партнёров». А обездоленные владельцы с растерянным видом сообщают, что им «нечем расплатиться с уборщицами» их дворцов. Хочется сказать им – «Щас заплачем!» А люди в стране жили на 20-30 тысяч рублей на семью – и эти деньги ещё считались не малыми.
Кто-нибудь после такого посмеет сказать, что в стране есть элементарная социальная справедливость? Или сможет выговорить на голубом глазу, что «наконец-то в магазинах появились продукты. Не то, что пустые полки в СССР!»? Да, появились, только большинству купить их не на что. Да и – барахло эти продукты, отрава всякая, сплошное ГМО.
Перестали удивлять цифры бюджета многих проектов. Скажем мост через небольшую реку за рубежом обходился в 10 млн. долларов, а у нас аналогичные проект стоил 150 млн. долларов, причём в процессе строительства мог увеличиться почти вдвое. И никого это не удивляло. Существующая у нас счётная палата после проверок выпускала отчёт, который без содрогания читать многие не могли, насколько там показывались чудовищные цифры хищений и… ничего не происходило, отчёт «принимался к сведению» и отдавался в архив.
«Дерибан» шёл спокойно, продуктивно и почти беспечно. Беспокоиться кланы, то бишь «кремлёвские башни», стали после серии «оранжевых революций» в постсоветских государствах. Грузия, Украина, Киргизия – первые ласточки. Было совершенно понятно, что попыток расчленить Россию Запад не оставил и вряд ли успокоится, пока не растерзает нашу страну на 20-30-40 маленьких кусков. То, что сепаратистские мысли, которые озвучивались либеральным сообществом в период правления Ельцина и которые были придушены, не забыты до сих пор и в любой момент могут быть предъявлены – было понятно. Не мытьём, так катаньем Запад всё время пытается нас расшатать и вопрос времени, когда он перейдёт к активным действиям (забегая далеко вперед можно сказать, что «вопрос времени» - 2022 год).
Для капитализма главный вопрос – вопрос денег. Россия – как ни крути, но капиталистическая страна. Поэтому серьёзно беспокоиться наши кланы начали, когда к угрозе цветной революции (опять же, забегая вперёд, она у нас пришлась на 2012 год) стали примешиваться требования европейцев соблюдать их правила продажи газа, т.е. Европа стала покушаться на российский кошелёк (если строго следовать европейским правилам, то мы будем терять изрядную долю газовых доходов).
Плюс к этому американская пресса стала печатать то, что русские и без них хорошо знают: про яхты, про криминал во власти, про незаконное обогащение.
Путин на это ответил «мюнхенской» речью в 2007 году, заявив, что Россию обманули насчёт обещания не продвигать НАТО на восток, что мир не может быть однополярным, что США не выполняют устав ООН и много чего ещё.
Потом был Цхинвал, конфликт с Грузией, газовая война с Украиной, цены на нефть упали со 140 долларов за баррель до 40.
Но это уже другая история, с новым президентом – Д. Медведевым.