Найти в Дзене
[оживки вещают]

О стихотворении Н. Заболоцкого "Вечер на Оке"

Н. Заболоцкий. Автопортрет. 1925 г.
Н. Заболоцкий. Автопортрет. 1925 г.

«Я поэт, живу в мире очаровательных тайн. Они окружают меня всюду. Растения во всем их многообразии - эта трава, эти цветы, эти деревья - могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья, питающие меня и плотью своею, и воздухом, - все они живут рядом со мною. Разве я могу отказаться от родства с ними?… Косноязычный мир животных, человеческие глаза лошадей и собак, младенческие разговоры птиц, героический рёв зверя напоминают мне мой вчерашний день. Разве я могу забыть о нём?.. Я - человек, часть мира, его произведение. Я - мысль природы, её разум. Я часть человеческого общества, его единица. С моей помощью и природа, и человечество преобразуют самих себя, совершенствуются, улучшаются», - писал Н. Заболоцкий в заметке «Почему я не пессимист». Эти слова помогут нам правильнее прочитать стихотворение «Вечер на Оке».

Николай Заболоцкий умер в 1958 году. Стихотворение «Вечер на Оке» написано незадолго до смерти – в 1957 году. С конца июня 1957 года поэт два месяца жил на реке Оке в Тарусе, где общался с К. Паустовским, Н. Д. Оттеном и другими литераторами. В этот период творческая активность Заболоцкого достигает апогея: им создано 33 стихотворения, 24 из которых включены в итоговое собрание сочинений.

Глядя на поздние произведения поэта, можно с определённой долей уверенности утверждать: он ушёл, что называется, на взлёте, и если бы не смерть, у нас была бы великолепная возможность читать и любить гораздо больше его текстов.

Тема стихотворения «Вечер на Оке» – сила и красота русской природы и вообще всего мироздания в целом.

Стороны конфликта – природа и человек. Проблему можно сформулировать так: если ты человек «видящий», «чувствующий», то природа щедро одарит тебя, если же ты слеп и чёрств, то останешься нищ духовно. Человек, способный постигнуть глубину, тайну природы, возвышается над самим собой, над миром. В широком понимании, это стихотворение не только о природе, но также и о счастье, о духовном росте, о Боге и божественной гармонии.

Идея стихотворения заключается в том, что человек – не тот, кто пытается навязать (якобы) «мёртвой» природе свою волю. Напротив, нужно пытаться постичь природу, живую и одухотворенную в своём непрестанном созидании жизни, стараться не утратить своего кровного родства с ней.

Только тем природа дарит «подлинную радость», кто может принять и понять её, осознать свою духовную общность с ней. А для этого необходимо помнить о Творце и самому хотя бы немного быть творцом (художником). Не всем это дано, но к этому нужно стремиться.

Данное произведение – образец поздней философской (пейзажно-философской) лирики Н. Заболоцкого, в которой он достиг небывалой мощи, широты и глубины мысли, спаянной с живым чувством. Это стихотворение можно назвать элегией, хотя и не вполне типичной.

Объект изображения, главный «герой» стихотворения – природа в её динамическом многообразии. Природа здесь представлена как живое существо, огромное, космическое. Её «живость» передана с помощью развёрнутого олицетворения.

Время в произведении абстрактное, это «время-всегда», универсальное время-вечность. Примечательно, что в стихах с 9 по 24 употребляются глаголы в форме будущего времени в значении настоящего времени. Пространство в стихотворении, на первый взгляд, - пространство конкретного российского уголка, типичный русский пейзаж, на самом же деле, этот пейзаж во многом тоже абстрактный, обобщённый, это место встречи двух миров – настоящего и ирреального, божественного.

Субъект изображения в стихотворении – нейтральный повествователь, он же лирический герой, некто надмирный, обладающий высоким знанием, эдакий пророк ХХ века. Совпадает ли он с автором? Отчасти, полагаю, да: Заболоцкий был и поэтом, и философом, и магом-тайновидцем, «высоких зрелищ зрителем». Также в тексте незримо присутствует ещё один «герой» - слушатель, к которому обращается лирический герой, тот обобщённый «ты», кто слушает/читает данное стихотворение.

Произведение не поделено на строфы, но можно чётко вычленить четыре смысловых куска.

В первой части стихотворения рассказывается, как прекрасен и многолик пейзаж, однако красота эта «открыта не для каждого». Словесный повтор направляет читателя к идее текста: лишь тому природа подарит счастье, кто способен понять её, осознавая себя частицей всего мироздания.

Следующие четыре стиха – это вторая часть: волшебство пока не происходит: природа перегружена «трудом лесов, заботами полей». Она «смотрит с неохотой» на людей, за заботами не замечающих красоты мира, «не очарованных». Чтобы очароваться, необходимо отринуть заботы и проблемы реального мира, совершить усилие – и перенестись в иной мир, волшебный, сказочный.

В третьей части природа оживает, преображается в лучах заката. Читатель попадает в нереальное, где покровы с вещей и явлений сорваны.
В четвёртой части (последних четырёх строках) делается вывод из всего сказанного автором прежде.

В самом начале стихотворения нет поэтизмов и тропов, создаётся ощущение, что это начало какого-то стихотворного философского трактата, но есть главная мысль о доступности красоты русского пейзажа не для всех. Весь последующий текст обосновывает эту мысль, и чем дальше, тем речь становится возвышеннее, торжественнее, и всё венчает божественное сияние. Пятистопный ямб (как рифмованный, так и белый) традиционно в русской поэзии использовался для философской лирики. Здесь этот размер (вкупе с перекрёстной рифмовкой, с чередующимися женскими и мужскими окончаниями) как нельзя лучше подходит для неспешного мудрого высказывания.

В основе натурфилософской концепции Заболоцкого лежит представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, находящиеся в непрестанном «сотрудничестве» и взаимопревращении. Развитие этого сложного «тела» природы совершается от первобытного хаоса к гармонии всех её составляющих. И ведущую роль в этом играет присущее природе сознание, которое, по выражению К. А. Тимирязева, "глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека". Поэтому именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, поскольку она содержит в себе мир будущего и те непреложные законы, которые следует соблюдать человеку.

О поэзии Заболоцкого (как и вообще всех ОБЕРИУтов) далеко не сказано последнее слово. Это вселенная, которую ещё изучать и изучать. В настоящее время «Вечер на Оке» мне видится очень актуальным текстом в свете того, что проблемы экологии становятся всё более насущными. Если все мы не изменим своё неправильное потребительское отношение к природе, не начнём её по-настоящему любить и беречь, то попросту погибнем в самое ближайшее время.