В начале XIX в. сформировалась новая духовная концепция Дела, ставшая ядром институциональной системы старообрядческого хозяйствования. Старовер-хозяин, не считая обладание собственностью неправедным, ощущал себя не столько частным собственником, работающим для возрастания богатства, увеличения имущества, а организатором, несущим обязанности перед Богом и обществом, не столько личным владельцем, сколько лично ответственным за свое Дело, свою судьбу, судьбы других людей и Веру. Восприятие Дела как личного христианского подвига определило ревностное к нему отношение староверов-предпринимателей. Квинтэссенцию концепта сформулировал еп. Михаил (Семенов) в начале ХХ в.: «Главное в деле спасения — «делать для Бога свое дело«».
Концепция ориентировала на хозяйствование современного типа и во взаимодействии с другими конфессионально-этическими компонентами староверия вызвала к жизни новую деловую культуру. Ее важнейшими составляющими стали не только личная честность и добросовестность, но и необходимость личного организаторского труда хозяина, личная добросовестность и ответственность за дело предпринимателя и его работников, стремление к укреплению и развитию предприятия, ответственность предпринимателя перед сообществом и обязательность использования части результатов деятельности для общины-общества.
Любой труд, в том числе, физический и даже организационный, в общине или вне ее мог стать душеспасительным христианским подвигом в том случае, если его результаты предназначались «для веры», то есть для общины и единоверцев.
Эти процессы отразилось и в непосредственной социальной практике. Трудовая “тика старой веры явилась одним из важнейших факторов складывания системы успешного и эффективного хозяйствования старообрядцев.
Затем в ситуации стресса мировоззрения, при отсутствии других способов сохранения общин — анклавов «истинного благочестия» — т.е. спасения Церкви и Веры, старообрядческие общины смогли преодолеть противоречивое отношение к предпринимательству. Староверы в конфессиональных целях приняли то, что предлагалось им цивилизационным развитием страны.
«Купецкое дело», ранее считавшееся источником земного стяжательства и обогащения, не имевшее необходимого нравственного оправдания, получило необходимую религиозную санкцию, даже посредническая торговля с определенными оговорками могла теперь привести к «пользе душевной».
Этому способствовала и эволюция представлений о собственности, принадлежавшей лишь Господу и использовавшейся для подготовки спасения и сохранения веры. В старообрядчестве усилился акцент на умелое управление хозяйством, в то время как формально-юридический характер собственности поначалу практически игнорировался.
Особый тип религиозности старообрядцев
В старообрядчестве, вполне православном, но дистанцировавшемся от петровской государственности и государственной церкви, сложилась иная ситуация.
Конфессионально-этическая система старой веры оказывала значительное влияние на формирование и развитие староверческого хозяйствования в XVIII — начале ХХ вв. Вероучительные положения, религиозные ценности и нравственные институты староверов взаимодействовали с другими факторами, обеспечивая мотивацию обращения староверов к активной торгово-промышленной деятельности.
Развивая положения православного богословия XVI-XVII вв., по-новому интерпретируя традиционные христианские тексты в новых социально-политических и социально-экономических условиях, старообрядцы создали новые конфессиональные ценности, обеспечили возникновения особого типа религиозности.
Он характеризовался активностью вероисповедания, строгостью в соблюдении религиозно-этических норм, преданностью конфессиональным принципам, религиозным рационализмом, аскетизмом, методизмом, «личной верой», обостренным эсхатологическим чувством. Под воздействием многих, в том числе конфессиональных, факторов сложился особый тип личности старовера с активной жизненной позицией, деятельным характером, высоким уровнем личной ответственности и самоконтроля, приверженностью к ограниченному личному потреблению.
Повышенный интерес к личности, своеобразный индивидуализм получили религиозную санкцию не только в историософии старообрядчества, но и на основе антропологизации староверческого вероучения, проявившейся в развитии доктринальных положений о моральной ценности человека, об этическом богоподобии человека, его свободе в выборе этического пути, совести как ограничителе такой свободы.
Сложились представления о личной ответственности каждого из верующих не только за судьбу своей личной души, но и за судьбу всей кафолической церкви (вне которой не спастись и святому) и веры, за все сообщество. Осуществлялся принцип сочетания духовной общности и индивидуальной ответственности за свое и общее дело.Доверие слову купца было полное, обмана никогда не было.