Больше 5 лет я обучаю взрослых людей. Взрослых - это значит, что у них есть семьи, десятки подчиненных, свой бизнес, свои дома, квартиры и машины. Настоящие взрослые. Знаете, что самое сложное в обучении этих взрослых? - Повторять.
Это кажется на первый взгляд (да и второй-третий) невероятным, но оказывается, взрослый человек часто не в состоянии сделать 1-2-3. Давайте сразу разберем на примере: врач говорит пить таблетки 3 раза в день перед каждым приемом пищи. Но если мы забыли перед обедом выпить таблетку, что мы сделаем? Либо выпьем ее после/во время обеда, либо перед ужином две. Ну а как иначе? Я конечно не врач, и не знаю насколько критично так принимать таблетки, но есть сферы, в которых подобное отношение напрочь лишает всю деятельность/обучение смысла.
Бывает говоришь клиенту: каждый будний день, 5 дней в неделю, выделяй на эту задачу 1 час. Через месяц будет вот такой результат. Что получается в итоге? «У меня не было времени на этой неделе в будние дни, поэтому я занимался этим в субботу. Так устал, меня хватило только на 4 часа… Наверное это не мое, мне это не подходит» Смешно? Мне тоже было. Поначалу.
Или вот, например, в нашем Центре ЮКО, пишем рекомендации для родителей: «Сначала ребенок садится на стул, который стоит за столом, и только после этого отдаете ребенку в руки игрушку. Это позволяет малышу понять, что за столом весело, не страшно и можно играть в интересные игрушки. Скоро он сам начнет приходить за стол» Не сложно?
Знаете, что происходит? Что угодно, только не то, что рекомендовали. Ребенку отдают игрушку, когда он просто подходит к столу, он берет игрушку, начинает с ней уходить, взрослый понимая, что что-то идет не так, начинает забирать игрушку у ребенка силой. В итоге: истерика, крики и родители в расстроенных чувствах говорят, что «Я не могу больше так мучать ребенка, это ужасно».
Задача любого педагога, преподавателя, наставника, руководителя, ментора дать максимально четкую, понятную, последовательную инструкцию, которая разбита на этапы/шаги. Если этот специалист более высокого уровня - он еще поможет сформировать поддерживающую среду для своего ученика, так же пошагово и последовательно.
Задача ученика (получателя знаний/навыков) - выполнить каждый шаг максимально точно и последовательно, не пропуская и не добавляя ничего своего.
Фраза, которая почти никогда не произносится взрослыми учениками: «У меня не получается делать так, как ты сказал. Помоги мне» Если бы ее произносили каждый раз, когда что-то не получается в обучении, то результативность всех обучений выросла, по моим ощущениям, процентов на 70%.
«А что, преподаватель, раз он такой умный, сам не видит, что у человека не получается и ему нужна помощь? Ему же за это деньги и платят!»
Да, чаще всего, если преподаватель опытный, он видит, что ученик нуждается в его помощи, хотя чаще всего взрослые ученики очень профессионально это скрывают за стенами из логических и очень серьезных доводов: от болезни детей, до проверки на работе. Здесь стоит сказать про ответственность.
Андрагогика (наука об обучении взрослых) отличается от педагогики (обучение детей) как раз тем, что: во-первых взрослые учатся только через практику, во-вторых взрослый человек сам отвечает за свои результаты. Понимаю, многим это услышать может быть крайне неприятно, но… взрослый сам за себя в ответе. Пример: если инструктор по альпинизму рассказал и показал вам, как крепится страховка, а вы поехали сами в горы и решили ее не крепить, то в том, что с вами произойдет нет вины инструктора. Если при погружении с аквалангом вы проигнорируете рекомендации вашего преподавателя и не будете следить за остатком воздуха - увы, но это ответственность не его.
Именно поэтому, если преподаватель видит, что вы «сливаете» его рекомендации, он, конечно, может начать крестовый поход на ваши психику и взывать вас к ответственности, но… давайте на чистоту, какому взрослому понравится, если к нему будут относиться как к ребенку?
Когда вы начинаете работать с психологом, коучем, наставником, инструктором (любым человеком, который вас чему-то обучает) помните про то, что в его зону ответственности входит:
- проанализировать ваши знания/навыки
- создать стратегию, программу на основе анализа и ваших запросов
- давать вам четкие понятные инструкции, отвечать на ваши вопросы
- давать вам обратную связь и корректировать ваши действия
- решать, когда нужно остановиться и еще раз пройти тот или иной материал
В его ответственность НЕ входит:
- контролировать вас и следить за тем, сделали вы то, что вам говорили или нет
- заставлять, побуждать, требовать что-то от вас
- поддерживать вас (он может это делать, но может и не делать - это уже зависит от специфики сферы)
- пытать вас, насколько вы поняли материал или задание, которое нужно выполнить
Все остальное - это ответственность взрослого ученика.
В завершение скажу, что каждый раз, когда мы недовольны другим человеком, как правило причина в том, что мы запутались в границах ответственности. Это касается отношений между мужчиной и женщиной, отношений с детьми, отношения с коллегами и отношений с нашими учителями, врачами, юристами, бухгалтерами. Осознавать ответственность за свою жизнь и свои результаты - это один из ключевых критериев взрослости.
Автор: Методолог, наставник экспертов, сооснователь "Центра поддержки родителей ЮКО" - Максим Измайлов
🔷 Сайт Максима Измайлова
🔷 Сайт Центра ЮКО
#обучение взрослых #методология #наставничество #ответственностьродителей #создание обучения