История схиигумена Сергия Романова с его террором духовным, душевным, физическим, и над детьми в том числе, та, что подхватывается мировой паутиной, естественно, будит вопрос: почему? За пределами всего медийного, скандального, в чем суть? Как это складывается: то, что в светском, среднем, гуманистическом сознании есть дикость, в нашем восточном изводе христианства принимается иной раз как вершина духовности?
Начало сего действительно в глубине – в «невидимой брани» по названию сочинения Лоренцо Скуполи «La lotta invisibile», описавшего брань с бесами, которые окружают нас извне и берут в осаду изнутри. Этот опыт души, открытый когда-то в пустыне, куда бежали первые монахи, спасаясь от суеты мира, но едва ли понятный современному, даже и верующему человеку, живущему на земле, не пытаясь с нее соскочить.
Но тот, кто не зная правил, в одиночку вступает на поле невидимой битвы, сразу оказывается в числе побежденных. «Держи ум во аде», – таков известный совет афонского преподобного старца Силуана Афонского. Но как держать? Здесь нужен вооруженный спутник, который мог бы провести нас через ад. «Игра в старчество», – говорит либеральный народ. Бывает игра, но чаще дело серьезней. Не игра, но особого рода психоанализ. Ощущение опасности. Поиск защиты у сильного, старшего. Доверие чужому опыту и знанию перед лицом «львов рыкающих».
Человек несет угрозу самому себе – это христианский опыт. Он не выдуманный. Выдуманное начинается со спекуляции этой угрозой. Когда вы попадаете в тюрьму, кто-то начинает вас непременно пугать. И следователь пугает, и надзиратель, и сосед по камере. Аналогия неудачна, согласен. Но тут возникает добрый наставник, который, сначала запугав до предела, предлагает свое покровительство. Он указывает на врагов, которых надо опасаться, на ловушки, коих следует обходить. И тех, и других оказывается гораздо больше, чем можно было вообразить. Они сильнее и коварнее, чем можно было себе представить. И отпор им надо дать соответствующий.
И тут появляется некий «Удерживающий» (из 2-го послания Фессалоникийцам), могущий их силе противопоставить свою. И вы ему отдаете свою волю и помыслы, чтобы он охранял вас от бесов. Вы их, возможно, не видите, он же видит их очень хорошо. Так появляется власть над вами – ради защиты от незримых врагов. Ощущение власти, наслаждение ею. Он вам не скажет: «не отчаивайся», как прп. Силуан, наоборот. Его власть стоит как раз на вашем отчаянии. Он умеет пробудить его. Но зная вас, лже- или младостарец обычно плохо знает самого себя. И, не заметив того, впадает в величайшую ересь, которую только можно впасть: ересь змия. «Будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Он овладевает Божьим знанием, становится на место Божие и оттуда творит свой суд.
Суть ереси Ивана Грозного, если вспомнить о нем, которая повторяется во всех этих гуру и экс-игуменах, не в кровопийстве как таковом, но именно в этом: отождествлении себя с судом и наказанием Божиим. Иван «перебирал людишек», проводя их через ад на земле, искренне считая себя Божией десницей. А то, что, по его же признанию, он еще тысячу девок изнасиловал, так кто ж не грешен? «Все ж мы человеки», грешим, каемся.
Сергий приближал своих подопечных и наказывал, ласкал, мучил, насиловал духовно, исторгая у монахинь тайные помыслы, но ведь не от себя же, не для себя, а властью Божией, для их же спасения. И монахини, да не только они, несли ему помыслы в наполненных до краев исповедях, ибо кому не хочется иной раз от себя убежать, отсечь в себе то, что не мое, не истинное, а чужое, бесовское. Однако принимая помыслы, настоящий старец должен сам ощущать себя недостойным их принимать. Ощущение недостоинства выдает себя смирением перед Богом и людьми, скромностью, снисходительностью, тихостью, милостью, любовью. Крикливый, злобный, проклинающий, упивающийся властью над душами, тот явно – собеседник змия. Можно сказать, ученик.
«Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23), – говорит Евангелие. А лучше уж вообще не лезь во врачи. Ты еще, батюшка, и санитаром быть не научился.
Мой telegram-канал: https://t.me/zApiskistranika
P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен «зАписки странника» и «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях