“Современное российское искусство - языком анимации” новая выставка в Мраморном дворце. Язык анимации многообразен, при этом понятен без перевода. Художники виртуозно используют многочисленные возможности современной техники, соревнуясь друг с другом и совершенствуясь в техническом мастерстве до такой степени, что критики задают вопрос “искусство ли это?”
Музейщики терпеливо выстраивают концептуальные связи, стремясь обозначить направления и дать им названия.
Открывая выставку, ведущий научный сотрудник отдела Новейших течений Государственного Русского музея Ирина Карасик сказала, что “на самом деле это не одна, а три выставки” и пояснила как кураторы разделяют представленные произведения на "механикус”, “аниматоры” и “человек-схема”, подчеркнув, что разделение условно и сами художники подчас не подозревают, к какому направлению может быть отнесена их работа.
Выставка переносилась из-за пандемии, каталог вышел в 2019-м, в нём не только фото представленных на выставке работ, но и фотографии, снятые в интерьерах других выставок, иногда уличных. Так что это скорее обзор современного анимационного искусства с середины 1980-х до наших дней, познавательный, но не обязательный для неискушённого зрителя, которому, я уверена, выставка не может не понравиться.
Пробежать быстро по залам, где всё крутится, перемещается и мелькает на экране не удастся: цикл экранных изменений некоторых работ весьма продолжительный и достигает 60 минут, при том, что это не анимационный фильм, воображение художника непредсказуемо изменяет картинку и предугадать продолжение невозможно.
“Анима” - душа, а душа художника (аниматора) неисчерпаемый мир фантазий.
Экранов на выставке множество и изображаемое на них от игровых кинокадров до абстрактных цветовых вариаций не позволит зрителю заскучать, скорее захотеть переключиться на другое, а тут рядом механические модели либо парят в воздухе, либо некие механические элементы дополняют плоские изображения, акцентируя внимание на движении и моделируя быстро меняющийся мир, от которого человек устаёт, пытаясь встроиться в некую схему.
Зародившийся в искусстве авангарда мотив “человек-схема” давно развился в пиктограммы, легко считываемые современными людьми. Художники сделали его эффектным способом разговора о человеке и его месте в современном мире. Не прибегая к движению, а представляя серии работ, в которых элементы схемы изображают движение условно, они достигают эффекта анимации.
На выставке представлены произведения художников, разных поколений, родившихся в разных городах, творящих преимущественно в Петербурге и Москве, иногда не столько как художники, а как певцы или композиторы, ибо язык анимации позволяет выразиться в смежных областях: Игоря Шелковского (1937), Тимура Новикова (1958-2002), Олега Котельникова (1958), Инала Савченко (1966), Сергея Бугаева-Африки (1966), Андрея Крисанова (1966-2018), Андрея Медведева (1957-2010), Вадима Овчинникова (1951-1996), Бориса Казакова (1964), Евгения Кондратьева-Дебила (1959), Ивана Сотникова (1961-2015), Леры Ниберу (1981), Максима Свищева (1982), Андрея Суздалева (1973), Аси Маракулиной (1988), Марины Алексеевой (1959), Владимира Раннева (1970), Ольги Чернышёвой (1962), Ивана Тузова (1984), Виктора Григорьева (1965-2019), Михаила Карасика (1953-2017), Андрея Люблинского (1972), Евгения Семёнова (1960), Платона Петрова (1986), Андрея Бартенева (1965), Антонины Фатхуллиной (1982). В аванзале выставки есть даже одна работа певца Виктора Цоя (1962-1990)- молодёжного идола поколения, “хотевшего перемен”.
Выставка открыта до 29 августа в залах второго этажа Мраморного дворца.
Все фото в альбоме https://vk.com/album-25385197_283774866