Найти тему

История Пежо концерна Peugeot SA.

Больше 200 лет успеха.
История концерна Peugeot logo_peugeotPeugeot SA («Пежо»), крупнейшая частная французская автомобильная компания, специализирующаяся на выпуске легковых, спортивных и гоночных автомобилей, а также специальных автомобилей, мотоциклов и велосипедов, двигателей. Является одним из подразделений группы PSA Peugeot-Citroën. Не многие компании могут похвастаться, что их история измеряется столетиями. Автомобильная история Peugeot, длится уже практически 120 лет при том, что полная история «марки Льва», началась задолго до того, как был создан первый автомобиль.

Арман Пежо
Арман Пежо

Впервые упоминание фамилии Пежо относится к XV веку. Именно тогда в летописях появилась запись об этом семействе, которое проживало в окрестностях Монбельяра (теперь Вандонкур в провинции Дубс), основным занятием которого было сельское хозяйство.
Переломным для династии Пежо стало начало XIX века, а именно 1810 год. Именно тогда двоюродные братья Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо, решили перепрофилировать одну из своих мельниц в местечке Су-Крате в небольшое промышленное предприятие, которое получило название Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins. Оно стало выпускать стальные полосы, пружины для часовой промышленности, полотна для пил и др.
Через 8 лет от примитивных работ фабрика перешла к более серьезному уровню — созданию прокатного стана и обработке металла по оригинальной технологии. Это позволило к 1824 г. существенно расширить производство. Ежедневно на фабрике перерабатывалось до 150 кг стального сырья.

Между 1824 и 1882 годами постепенно создаются новые заводы Пежо, продукция которых диверсифицируется. К тому моменту в ассортимент продукции добавились различные инструменты, крючки для кринолинов, утюги, зонтики, мельницы для пряностей и кофе.
К 80-м годам XIX века скромный семейный бизнес Peugeot перерос в одно из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Франции. Продукция предприятий экспортируется в такие страны, как Швейцария, Италия и Турция.

Peugeot 1903 Type C 239cc 1 cyl aiv - Yesterdays
Peugeot 1903 Type C 239cc 1 cyl aiv - Yesterdays

В этот период в Европе появилось изобретение, которое очень быстро стало чрезвычайно популярным — «бисеклет» (велосипед). Не оставалась в стороне и марка Peugeot. Опыт семьи в производстве тонких металлических стержней позволил начать производство спиц для велосипедных колес. Главным сподвижником освоения новой продукции стал внук основателя марки — Арман Пежо (1849-1915), который во время учебы в Англии увлекся велоспортом. Именно по его инициативе начинается серийный выпуск велосипедов с цепным приводом. В 1882 году появляются первые велосипеды, в которых используются колеса разного размера (1,86 м переднее, 0,40 м заднее). Производство велосипедов «Пежо» быстро набирает темп. По стремительному росту объемов заказов комплектующих стало очевидным, что рынок велосипедостроения очень перспективен. Вскоре Peugeot стал ведущим производителем велосипедов во Франции — и остается таковым до сих пор.

В девятнадцатом веке в Англии изобретают паровую машину и кареты без лошадей. Эти странные транспортные средства напоминают конные экипажи, но их приводят в движение хитроумные машины. Из этой эпохи пришло к нам понятие «лошадиная сила», используемое по сей день для определения мощности двигателя.
Энтузиазм первопроходцев новых технологий передался и Арману Пежо, который проникся идеей создать свой самоходный экипаж. Именно Арман подталкивает семейство Пежо к началу производства автомобилей, не смотря даже на то, что смелый эксперимент был не очень-то по душе остальным членам семьи. Он предвидит громадный потенциал этого новейшего изобретения и пытается наладить связь с единомышленниками, оценившими значения изобретения.

Весьма кстати поступило предложение от знаменитого специалиста по паровым двигателям Леона Серполлета построить паровой автомобиль. Первый автомобиль марки Peugeot, названный «Серполлет-Пежо» был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. — в столетнюю годовщину Великой Французской революции.

Однако первый опыт с трёхколесным паровиком был признан неудачным. Во время пробега Париж-Лион автомобиль претерпел ряд поломок и причинил владельцу массу хлопот. После этого с паровыми машинами Арман решил больше не связываться.

К тому времени в Германии уже был создан первый автомобиль с бензиновым двигателем. И мало того, предприимчивый француз Эмиль Левассор, поняв перспективность нового двигателя, становится эксклюзивным агентом по сбыту моторов Даймлера во Франции. Арман Пежо, друживший с Левассором, познакомился при его помощи с Г. Даймлером и вот, в 1891 году появляется первая колесница Пежо (Тип 2) с 2-цилиндровым бензиновым двигателем от Даймлера мощностью в 1 л.с. объемом всего 563 куб.см. И хотя модель не отличалась особой оригинальностью, успех вдохновил Армана на создание в следующем году целой серии машин.

В 1891 г. название компании Peugeot меняется на «Les fils de Peugeou freres» («Сыновья Пежо»). В этом же году было выпущено 4 автомобиля. В 1894 г. Арман Пежо расширяет номенклатурный ряд, и практически одновременно появляются Type 5 (двухместный), фаэтоны Type 6 и 7, Type 8 — «Виктория», Type 9 — «Визави» и Type 10 — «Универсал». Таким образом, к 1895 году было выпущено порядка 130 автомобилей. Но производство не стоит на месте — в 1895 г. модельный ряд расширяется добавлением двухместного Type 11 и закрытого универсала Type 12. Во время ралли Париж-Бордо-Париж Эдуард Мишлен испытывает первые пневматические шины на одном из автомобилей Пежо.

Но не так уж безоблачно все было, как кажется на первый взгляд. Семья Пежо не разделяла энтузиазма Армана в отношении производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — они предпочитали развивать те направления бизнеса, в которых были традиционно сильны. А новое дело требовало серьезных капиталовложений. Многим в семье эта затея казалась бессмысленной, а автомобиль виделся не более чем временной модой, не имеющей будущего. Возник семейный спор, в результате которого в 1896 г. Арман на свою долю капитала организовал свою компанию — «Societe des automobiles Peugeot» («Акционерное общество по производству автомобилей Пежо») в городке Одинкур. Упор делается на производство автомобилей для путешествий и грузовиков.

Сыновья двоюродного брата Армана — Пьер, Робер и Жюль, в качестве «сыновей Пежо» (Peugeot Freres…) переключаются на изготовление инструментов, велосипедов и мотоциклов. Таким образом, произошло, так называемое разделение интересов, но производство автомобилей остается вотчиной Армана, который упорно продолжал двигаться в выбранном направлении. Он понимает, что самое оптимальное — это использовать для производства автомобилей собственные двигатели. И вот начинается разработка собственного двухцилиндрового, с оппозитным расположением цилиндров двигателя мощностью 8 л.с.

В 1897 г. Арман строит автомобильный завод общей производственной площадью в 50,000 м кв. в Одинкуре в провинции Дубс, и другой — в Фив-Лилле на севере страны — первый завод Peugeot за пределами Franche-Comte. С этого времени Арман Пежо производит свой собственный 2-цилиндровый горизонтальный двигатель и обновляет практически весь модельный ряд Type 14 (двухместный), Type 15 (фаэтон), Type 16 (Визави), Type 17 (очень маленький автомобиль, не требующий наличия водительского удостоверения) и Type 18 (8-местный универсал) — все с двигателями от Peugeot.

В 1899 г. каталог Peugeot содержит 15 моделей диапазоном от 2-х до 12-местных с весом от 720 до 1250 кг. И на рубеже веков «Пежо» становится крупным автомобилестроителем. В 1900 году произведено 500 автомобилей и 20 тысяч велосипедов.

Кстати, уже в 1896 году автомобили Peugeot перешли на классическую компоновку с расположенным спереди двигателем. В 1901 г. появляется Type 36 — 3-местный с откидным верхом или 4-местный, который имеет новый 1-цилиндровый вертикальный двигатель. К слову сказать, именно Пежо первым применил капот, а вместо рычагов управления появляется «баранка» с наклонной рулевой колонкой. Тогда же на автомобили впервые ставится бесцепная трансмиссия. В декабре того же года на Парижской ярмарке были показаны первые 4-цилиндровые автомобили Peugeot. В 1902 г. грузовик от Peugeot награжден национальным призом, а Peugeot мощностью 20 л.с занимает первое место в Ля-Турби (Приморские Альпы) со скоростью 25 миль в час. Продажи за год исчислялись сотнями машин, а бизнес неудержимо развивался.

Два года спустя, в 1898 году в линейку компании добавилась крохотная модель Baby c одноцилиндровым мотором. Ради упрощения конструкции эта машина получила такие прогрессивные решения, как реечный рулевой механизм и карданную передачу на задний мост взамен привычной в те годы цепи. Однако этот небольшой автомобиль явился причиной очередного раскола семейного предприятия. Идейный вдохновитель автомобильного отделения Арман Пежо ратовал за дорогие и престижные модели, в то время как его брат Эжен считал, что будущее компании — за маленькими и доступными машинами. Всё кончилось тем, что Эжен основал свою компанию «Lion Peugeot». Правда просуществовала самостоятельно она недолго — к началу первой мировой войны она влилась в основное предприятие на правах полноправного партнера, но факт из истории не выкинешь.

В 1910 г. в результате повторного объединения Societe des automobiles Peugeot и Lion Peugeot образуется акционерное общество «S.A. des Cycle et Automobiles Peugeot» («Акционерное общество по производству автомобилей и велосипедов Пежо»). Надо отдать должное Арману — он, в конце концов признал правоту брата по поводу необходимости выпускать на рынок не только дорогие машины. Поэтому Peugeot в начале XX века, находясь в русле веяний того времени, стремится создать дешёвый автомобиль, максимально простой, надёжный и приспособленный к городским условиям. Для этих целей в компанию приглашается выдающийся в будущем инженер и дизайнер Э. Бугатти. В результате этого сотрудничества в 1913 году появляется прообраз «народного автомобиля» Bebe Peugeot («Малышка Пежо»). Это была первая легкая, компактная, двухместная одноцилиндровая машина с объемом двигателя 652 куб. см по разумной цене. Автомобиль уже не предназначен только для привилегированных классов, он становится предметом потребления для среднего класса, а вскоре ему суждено стать по-настоящему народным транспортным средством. Постоянно совершенствуясь, машина продержалась в продаже 10 лет, после чего на рынке появилась модель нового поколения с тем же названием. Bebe получила всеобщее признание, как на родине, так и за ее пределами. С 1913 по 1916 годы было выпущено и продано более 3000 таких машин.

Несмотря на рост производства «гражданских» авто, в Пежо не забывают и другое направление в деятельности компании — гоночные и рекордные автомобили. Peugeot изначально становится лидером спортивных состязаний. В 1908 г. малолитражные автомобили «Лион Пежо» одерживают несколько важных конкурентных побед, особенно с Targa Florio и Guippone. В 1909 г. малолитражные автомобили «Лион Пежо», управляемые командой Peugeot, завоевывают приз в категории малолитражных машин в Targa Florio, а также Кубок малолитражных автомобилей, организованный Автосалоном.

В 1913 году была создана модель Peugeot Goux, которая развила на гонках в Индианаполисе скорость 187 км/ч, абсолютный рекорд тех лет. На Гран-при ACF, проведенном в июле 1912 г. в Дьеппе, Було одерживает победу на Peugeot L76. Это был первый автомобиль в мире с двигателем с распределительным валом и четырьмя клапанами на каждом цилиндре.

И вообще, перед первой мировой войной, в 1913 году «Пежо» производит половину всех французских машин. В это время Франция является крупнейшим в мире производителем автотранспортных средств, следовательно, «Пежо» в то время — мировой лидер в автомобилестроении.

С началом первой мировой войны «Пежо» преображается. Одни заводы производят автоматическое вооружение для боевых машин, другие переоснащаются под производство авиационных двигателей, грузовиков или бомб. Военные нужды требуют повышения производительности. Арман Пежо решает, что настало время перенять американские методы конвейерной сборки и отправляет группу инженеров в Детройт, изучать производственные методы, созданные Тейлором. После их возвращения методы конвейерного производства внедряются на заводах Пежо и производственные возможности на одном из таких заводов возрастают с 3500 единиц в 1914 году до 5000 единиц в 1917. Всего для военных нужд предприятия компании произвели 1000 мотоциклов, 63000 велосипедов, 3000 автомобилей, 6000 грузовиков, 1400 двигателей для танков, 10000 двигателей для самолетов и 6 млн. бомб и снарядов.

histpeug
Через год после начала войны, в 1915 г. компания понесла тяжкую утрату — умер основатель автомобильного производства — Арман Пежо. После смерти его дело было продолжено другими членами семьи. В эти же годы происходит слияние 2-х компаний — «Автомобили Пежо» (S.A. des Cycle et Automobiles Peugeot) и «Сыновья Пежо» (Les fils de Peugeot freres).

Послевоенное время принесло в Европу невиданный доселе экономический спад. Основной массе населения было не по карману покупать автомобили. Выходом из этого положения для Peugeot стало развитие производства маленьких и недорогих автомобилей. Первым настоящим послевоенным успехом Пежо стала модель Quadriiette (Type 161), выпущенная в 1919 году. Это был крохотный двухместный автомобильчик с четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 667 см3 мощностью мотора в 9 л.с. и развивающий скорость 60 км/ч. Машина была еще проще и дешевле, чем Bebe, несмотря на то, что была создана на его базе. Особенностями конструкции были отсутствие дифференциала, червячная главная передача, коробка передач в блоке с задним мостом. Но даже в 20-е годы машины с таким мотором вообще считались недоавтомобилями, чем-то вроде мотоколясок. Кузов автомобиля был настолько узким, что сиденье пассажира отодвинули назад ради большего простора в районе плеч. Тем не менее, в течение нескольких лет эта чрезвычайно популярная машина оставалась самым экономичным двухместным автомобилем в мире. В 1922 году, вышло второе поколение Quadriiette. У нее такой проблемы уже нет. Да и кузов стал нормальным, четырёхместным.

В 20-х годах линейка больших моделей Peugeot выглядела в полном соответствии с тогдашней модой. К сожалению, глобальный кризис, охвативший мир в 1929 году, убил роскошные автомобили Peugeot наповал. Самой компании повезло лишь потому, что она никогда не забывала о маленьких и доступных моделях, ставших на ближайшие годы основой её бизнеса.

Однако Peugeot постоянно развивается, исследует новые возможности — в 1920 г. начинается производство модели Type 156, оснащенной бесклапанным двигателем. Эта машина устанавливает многочисленные рекорды скорости. В 1923 г. на всех моделях Peugeot устанавливаются тормоза на все четыре колеса — стандартная или опциональная комплектация.

В 1926 г. компания «Societe anonyme des automobiles et cycles Peugeot» опять рестуктурируется и в результате разделяет мотоциклетное и автомобильное производство. Образуются две независимые компании «Автомобили Пежо» и «Мотоциклы Пежо». В октябре на Парижском автосалоне представлен кузов Lumineuse для Type 177М. Это — предшественник знаменитого кузова с плоской крышей, неоспоримыми специалистами по производству которой Peugeot будет считаться в течение многих лет.

В конце 20-х годов происходит полная замена модельного ряда компании и зарождается та система названия моделей, к которой мы уже все привыкли: вначале цифра, указывающая на класс машины, затем неизменный ноль, а потом номер поколения модели. Кстати, все числа от 101 до 909 депонированы компанией как торговые марки. По этому поводу периодически возникали правовые конфликты. Например, модели 407 и 408 от известных всем нам заводов «Москвич» за рубеж были вынуждены продаваться с другим названием, а фирма Porsche, cпешно переименовала «девятьсот первую» модель в ставший впоследствии легендарным Porsche 911.

Первым автомобилем с новым обозначением стала модель 201, представленная в 1929 г. на Парижском автомобильном салоне. Это был первый массовый автомобиль с независимой передней подвеской. Другие производители автомобилей быстро осваивают эту систему, и к 1939 году 80% всех автомобилей выпускается с использованием этого принципа. Именно эта модель стала локомотивом компании во время экономического кризиса. Вслед за ней появились модели 301, и 401.

Именно с этих машин началась модная в наши дни тенденция оснащать кабриолеты жёсткой складной крышей. Конечно, конструкция, представленная в 1934 году на модели 401D Eclipse, была громоздкой и несовершенной, места для багажа при убранном верхе не оставалось совершенно, электрический механизм складывания был капризным (позже его заменили ручным). Тем не менее, именно Peugeot стала первой в мире фирмой, освоившей ряд купе-кабриолетов на базе моделей 301, 401, а затем 402 и 601. Хотя, забегая вперед, скажем, что позже, в ответ на кабриолетный выпад американской компании Форд возродить купе-кабриолет в 50-е годы, лавры первой модели со складной жёсткой крышей перехватил Mercedes-Benz SLK.

histpeug
301

histpeug
201 Eclipse
histpeug
401 D Eclipse
Пока же, говоря о годах великой депрессии, компании удалось сохранить свои позиции на рынке благодаря производству усовершенствованных небольших автомобилей, доступных широкому кругу покупателей. В 1935 г. на Парижском автомобильном салоне представлен седан Peugeot 402, который стал попыткой сохранить рынок машин среднего класса. Эта дата отмечена экспертами как поворотный момент в истории марки Peugeot, когда, опережая конкурентов, фирма представила аэродинамический кузов как стандарт. Модель 402, которую во Франции принято называть Sochaux streamline, это знаменитый модельный ряд «ракет из Сошо», характеризуемый обтекаемыми формами и радиаторной решеткой в форме щита для защиты фар. Она имела элегантный обтекаемый кузов и отличалась рядом оригинальных решений. К примеру, ее фары были установлены за решеткой радиатора. Эта серия включает в себя широкий ассортимент продукции: от роскошного автомобиля до купе и легендарного кабриолета с первой электрической системой подъема тента.

Вообще, говоря об автомобиле Peugeot 402, следует отметить, что он стал первым в линейке разноклассовых автомобилей. В сентябре 1935 года вышел на дороги Пежо 402 в виде большого пятиметрового седана с бензиновым двухлитровым мотором. Год спустя появился его «средний брат» Пежо 302 длиной 4.5 м, оснащенный бензиновым мотором объемом 1758 см3. В феврале 1938 года появился еще «младший брат» Пежо 202 четырехметровый с двигателем объемом 1133 см3.

Эти автомобили имели внешне похожие оригинальные аэродинамические кузова с сильно закругленной передней частью и массивной кормой. Они выпадали из стиля тогдашней моды своими близко расположенными передними фарами, упрятанными под решетку радиатора, и задними крыльями, закрывающими задние колеса. Во второй половине 30-х годов оригинальный дизайн кузова, качество и долговечность были серьезным аргументом Пежо в конкурентной борьбе с тем же Ситроеном, который привлекал покупателей достоинствами авангардного переднего привода. Занимательным является и тот факт, что модели этого семейства выпускались в пятидесяти двух (!) модификациях. Открытые и закрытые кузова, непосредственно базировавшиеся на платформах моделей 402 и 302, легкие грузовички (например, SK4, SK3, MK4…) — долго перечислять.

Основу седана Пежо 402 составляла мощная рама, сваренная из стальных профилей. Продольные профили оканчивались перед задней осью и соединялись между собой пятью поперечинами. Передняя подвеска была независимой. На сдвоенных рычагах в качестве упругих элементов использованы две поперечные полуэллиптические рессоры. Задний неразрезной мост в качестве упругих элементов имел также две продольные полуэллиптические рессоры. И передние, и задние тормоза были барабанными, с механическим приводом. Именно на этих автомобилях с 1937 года вместо чугунной головки блока цилиндров стали применять головку, сделанную из алюминиевого сплава.

Пежо 402 в базовом исполнении оснащалась трехступенчатой коробкой передач с прямым управлением. Причем заказчик мог выбрать один из трех вариантов передаточных чисел раздаточной коробки. Еще в течение осени 1935 года было выпущено сто седанов 402, оснащенных новенькой автоматической коробкой передач марки «Fleischel», однако ее непомерно высокая цена делала бессмысленным увеличение предложения. Тем временем в декабре 1935 года по желанию заказчиков за приемлемую доплату на Пежо 402 стали устанавливать полуавтоматическую четырехступенчатую коробку передач марки «Cotal» с электромагнитным приводом сцепления. Это решение было поддержано покупателями. Об этом свидетельствует тот факт, что с декабря 1935 года и до марта 1941 года было продано более 8 000 штук Пежо 402 с коробками «Cotal». Для тех лет это было немало.

Младший, более компактный собрат — Пежо 302 от модели 402 отличала меньшая база — 2880 мм, уменьшенное расстояние между колесами впереди — 60 мм, сзади — 70 мм и, естественно, компактные размеры.

Конструктивно кузова и шасси моделей 402 и 302 практически ничем не отличались. Однако выбор кузовов у модели 302 ограничивался четырехдверным седаном и двухдверным двухместным кабриолетом. Пежо 302 выпускался до апреля 1938 года.

histpeug
202
Интересно, что в 1937 году кузов модели 302 послужил основой для облегченной и более скоростной версии модели 402, она называлась Peugeot 402 Legere. Она имела кузов и шасси модели 302, но двигатель от модели 402. К этому мотору заказчик мог заказать обычную трехступенчатую коробку передач или четырехступенчатый полуавтомат «Cotal».

Кроме того, именно на этой модели впервые в 1938 году был установлен дизельный двигатель объемом 2300 см3, который изготавливался по лицензии швейцарской фирмы Oberhaensli.

Говоря о самой младшей модели 202 следует сказать, что, после замораживания производства на время войны, именно с этой модели начнется послевоенная история Пежо.

histpeug
402 Legere

histpeug
402 Darl Mat
Во время войны управление компанией перешло под контроль Volkswagen, и немцы пытались наладить там производство собственных машин под маркой VLV. Но французские патриоты любыми путями затягивали темпы работ, и оккупантам не удалось поднять производительность выше, чем на 10% от довоенного уровня.

После капитуляции фашистов Peugeot вернулась к выпуску, как мы говорили выше, недорогой модели 202. Уже в 1946 г. их продали 14 тыс. штук, что составляло 66% довоенного уровня. Первые же послевоенные конструкторские разработки проводятся в 1946 году. Работы велись над моделью 203, которая и была запущена в производство в 1949 году. Эта машина со средним по объему двигателем, при отсутствии реальной конкуренции быстро становится стандартом надежного семейного автомобиля. Он оснащался экономичным 1,3-литровым мотором, независимой подвеской передних колес, реечным рулевым управлением и гидравлической системой тормозов. Peugeot 203 имеет редкую особенность для серийных автомобилей: 4 цилиндра с полусферическими головками цилиндров от Alpax, а также V-образные головки клапанов со свечами в центральном отсеке. По структуре, впервые Peugeot предлагает моноблочный кузов. Благодаря таким передовым на то время решениям модель 203 продержалась на производстве более 10 лет.

Вообще с первой послевоенной моделью 203 компания Peugeot попала, как говорится, в самое яблочко. Основные конкуренты, Renault и Citroen, с конца 40-х и до начала 60-х годов предлагали либо совсем маленькие, либо чересчур дорогие модели. А Peugeot 203 оказался ровно посередине между этими машинами, представляя относительно недорогой и вполне приличный по размерам семейный класс. Успех этого автомобиля был так велик, что с момента его дебюта в 1948 году и с показом семью годами позже модели 403 компания из Сошо вполне обходилась всего одним 203-м семейством. Схожая по размерам и концепции 403-я модель по идее должна была сменить 203-ю, но спрос на старичка никак не хотел снижаться даже после премьеры наследника. Поэтому вплоть до 1960 года две модели, старая и новая, выпускались параллельно.

Итак, Пежо 203 был представлен следующими модификациями: седан с жесткой крышей в стандартном исполнении, люксовый седан с убирающейся частью крыши над передними сиденьями и полукабриолет — четырехдверный автомобиль со съемной матерчатой крышей, закрывающей салон до рамок боковых дверей.

Рядный четырехцилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением и объемом 1290 см3 позволял развивать мощность в 44 л.с. при 4500 об/мин. Все автомобили оснащались четырехступенчатой коробкой передач.