Белый дом сообщил, что Джо Байден прочитал письмо баскетболистки УГМК Бриттни Грайнер и считает, что спортсменку задержали неправомерно. (Кто не в курсе – весной её задержали при пересечении границы в Шереметьево с гашишным маслом для вейпа.)
Несколько лет назад я летел из Праги в Екатеринбург. Целый стеллаж в дьюти-фри аэропорта Рузине был занят кондитерскими изделиями и напитками из конопли (в Чехии легализована марихуана). Мне приглянулись леденцы с узнаваемым зеленым лепестком на коробке. Только лишь у кассы я опомнился: “Это же контрабанда наркотиков. За такую коробочку можно сесть лет на 7.” И вернул конфеты на место. То есть даже я, человек с пониманием, что это состав, чуть было на автомате не провез наркотики через границу. При этом у меня не было какого-то специального умысла на контрабанду, я просто хотел купить леденцы, чтобы как-нибудь попробовать.
В принципе понятно, что если бы поймали, то защищаться нужно, доказывая, что умысел был направлен на приобретение и хранение конфет, а по отношению к пересечению границы форма вины – небрежность, и значит нет состава преступления. Но на практике реализовать такую позицию, конечно, было бы весьма затруднительно.
Однако удачный пример есть – не знаю, правда, настоящий или вымышленный. С неповторимым юмором подобный случай описан ростовским адвокатом и писателем Владимиром Лившицем в рассказе “Идишер шахид”. Отслуживший в израильской армии Сёма Боренштейн прилетел в Россию навестить родителей и забыл, что у него в рюкзаке сменный коробчатый двухрядный магазин к пистолету-пулемету “узи”, снаряженный двадцатью пятью боевыми патронами калибра девять миллиметров. Дальше спойлерить не буду, прочтите сами.