Словно фонарь, выставил вперед голову свою, держит ее рукою, и волосы крепко зажаты пальцами. Так он блуждает во тьме, не находя себе пристанища. За то, что посеял раздор между отцом и сыном, разорвал кровные узы, голова его отделена от тела. И находится он в восьмом, предпоследнем круге ада, дальше которого – лишь предатели. Данте Алигьери поместил графа, рыцаря, трубадура в ад. Этим рыцарем был Бертран де Борн.
Родился поэт приблизительно в 1140 г. Он был старшим сыном влиятельного феодала, от которого унаследовал титул виконта и замок Аутафорт (Château de Hautefort) в Перигоре. Дабы между сыновьями не было раздора, граф завещал владеть замком на равных. Но случилось так, что Константин, младший брат, выбрал выгодную партию и стал владельцем обширных земель – приданного жены. Младший по положению стал выше старшего, и старший должен был платить ему и подчиняться, что являлось недопустимым.
Константин претендовал на большую часть денег, нежели ему выделял Бертран. Тогда поэт выгнал брата с молодой женой из замка, а свой поступок оправдал в песне неблагодарностью родича. Младший брат обратился к сюзерену – к Ричарду, герцогу Пуатье, и тот принял сторону Константина. С попеременным успехом братья овладевали замком, и эта междоусобица растягивалась. Но Ричард при поддержке арагонцев захватил замок и изгнал из него Бертрана.
Бертран де Борн любил войну. Он не просто ее любил, он упивался войной, он жаждал ее, жил ею. В его сирвентах отчетливое презрение к мирной жизни и призывы к войне. Даже королей подстрекал к войнам и обвинял в малодушии, говоря, что "есть короны, но нет под ними голов". А про королей отдельная тема. Де Борн активно участвовал в распрях между Генрихом II Плантагенетом и его сыновьями – Генрихом, Ричардом, Джоффруа (Джеффри) и Джоном (будущим Иоанном Безземельным). Алиенора (Элеонора) Аквитанская была замужем за королем Франции Людовиком VII, но развелась и затем вышла замуж за короля Англии Генриха II. Взгляды на правление у супругов отличались, и Алиенора бежала в Аквитанию, куда прибыли и ее сыновья. Они устроили заговор против отца, но, когда он вскрылся, просили прощения и говорили о раскаянии, которого не было. Настроенные против отца Плантагенеты собирались свергнуть Генриха II.
Как писал средневековый биограф, современник де Борна, он до того накалял ненависть королевских особ друг к другу, пока Генрих-сын не пал в одном из замков, достигнутый стрелой отца-короля. Но упоминает о стреле, видимо, в переносном значении, имея в виду проклятие короля, насланное на сына-мятежника, ибо все историки сходятся во мнении, что Генрих Плантагенет, принц, умер от болезни (лихорадки, предположительно). На смерть принца и своего друга, которого де Борн называл молодым королем, трубадур сочинил три плача, трогательных и призывных.
Активно вмешивался Бертран де Борн и в отношения между братьями. Первоначально он поддерживал притязания Генриха на королевский трон, настраивая его на военный конфликт с отцом и младшими братьями. После смерти "молодого короля" и лишения замка Аутафорт поэт подсылает певцов-жонглеров к Ричарду, и те всячески восхваляют и открывают бывшему противнику его талант. Принц, разбирающийся в стихосложении, отдает должное таланту виконта и возвращает ему родовой замок. За изменчивость решений Бертран впоследствии назовет будущего короля "мой Да-и-нет".
Что же в повседневной жизни? А в обычной жизни, когда не было войн, Бертран скучал. И старался разжечь пламя войны. Так, яблоком раздора стала некая Маэут де Монтаньяк, которая одновременно была предметом внимания и Альфонса Арагонского, и Раймона Тулузского, и самого принца Джоффруа. В канцонах, посвященных прекрасной даме, он воспевал ее красоту и чистоту, но, однако, делал полупрозрачные намеки, бросающие тень на эту самую чистоту. Естественно, столь влиятельным кавалерам это не понравилось, и лишь здравый смысл уберег их от очередной междоусобицы.
В делах обыденных боевой пыл трубадура не уменьшается: он всячески выражает ненависть к простому люду, считая, что это чернь и она недостойна досыта питаться и спать в тепле. Тот, кто печется о своих крестьянах, считает де Борн, просто глупец, а крестьян нужно держать в ежовых рукавицах, делая все для того, чтобы у них не было нормальных условий. Иначе – поднимут голову, восстанут. Как описывает поэт радость от военных сражений и вида крови и мертвецов, так он описывает радость от страданий простого народа.
Бертран де Борн умер в 1216 г. (приблизительно). На закате жизни он разделил имущество между двумя оставшимися сыновьями, а сам ушел в монастырь в аббатсве Далон в Дордони, где прожил еще 20 лет.
В 28 песне "Божественной комедии" Данте Алигьери перед нами предстает именно он, Бертран де Борн. Из мрака выходит мертвец, освещающий себе путь головой своей, и во мраке этом блуждать ему вечность… Не за неуемную жажду войны, а за желание ее утолить любыми способами помещен рыцарь в восьмой круг ада. За разделение отца и сына разделено тело его. Но Алигьери, отдавая дань не только таланту, но и качествам поэта, упоминает Бертрана де Борна в своем "Пире", где хвалит его за щедрость.