В ГУАП разработали зарядную станцию для электромобиля «Home». Ее создали в Лаборатории электроэнергетики совместно с компанией-партнером «Уникум Моторс». Мы узнали, как она работает.
Взаимодействие с компанией «Уникум Моторс», разрабатывающей зарядные станции для электромобилей, и ГУАП началось еще до открытия лаборатории электроэнергетики, в 2019 году. В 2020-м партнеры обратились в вуз с предложением, чтобы студенты доработали идею электрической зарядной станции. Занялись проектом два магистранта и руководитель лаборатории под контролем компании.
На начальном этапе зарядная станция не была рассчитана на то, чтобы в нее можно было добавить умный многофункциональный прибор учета потребленной электроэнергии, систему эквайринга для оплаты через интернет, возможность удаленного мониторинга, чтобы понимать, занята она или свободна. А теперь можно установить необходимые модули или наоборот их убрать. Это важно, потому что дополнительные функции не каждому потребителю нужны, но за них нужно доплачивать. Гибкость разработки делает ее более функциональной и востребованной на рынке.
Зарядная станция крепится на стену, либо на стойку, снизу подводится электрическое питание от существующей сети. Настенная станция подразумевает одновременную зарядку до двух электромобилей, а напольный вариант – до трех.
Подобные станции могут устанавливаться на АЗС и уличных парковках, у любых зданий и в паркингах, при условии соблюдения правил по электробезопасности. Различные зарядные станции компании-партнера продаются и уже установлены на парковках Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, в других городах России, на АЗС «Газпромнефть», также смонтированы и успешно эксплуатируются частными лицами в домовладениях и гаражах, всего по России – нескольких сотен.
– Главное преимущество зарядной станции в том, что она сделана в Петербурге руками сотрудников компании и студентов. Есть аналогичные станции, но в них используются зарубежные компоненты и ПО, а «Home» – практически полностью отечественная разработка. Мозг станции – модуль контроллера на плате, распаянной по заказу в Петербурге, полностью разработан партнерами, а студенты помогали ее реализовать в станции, – объясняет руководитель Лаборатории электроэнергетики Владимир Кузьменко.
По словам эксперта, в период введения санкций многие компании, в том числе «Россети», столкнулись с тем, что большая часть их зарядных станций была взломана и заблокирована. Сейчас они не работают, потому что через удаленную прошивку иностранные контроллеры были выведены из строя. А с разработкой Лаборатории электроэнергетики ГУАП такого не произойдет.
Хоть электромобиль и можно заряжать от обычной розетки при наличии специального провода, в который вшит преобразователь и контроллер заряда, но это будет очень долго. Чем мощнее станция, тем быстрее идет процесс зарядки. Поэтому у производителей возникла необходимость разработки зарядной станции на постоянном токе, ведь она позволит быстрее заряжать электромобиль. Компания «Уникум Моторс» также разрабатывает компонентную базу для «быстрой» станции.
– Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать небольшой ребрендинг и адаптировать зарядную станцию для серийного производства. Потому что собрать вручную силами магистрантов и партнера можно около ста станций в год, но это не то количество, которое необходимо. Как только получится унифицировать процесс сборки корпусов, дело пойдет быстрее. Необходимо подобрать более выгодные материалы, найти более удобный способ изготовления, предусмотреть ряд антивандальных функций. Мы заинтересованы в магистрантах, которые смогут предложить варианты оптимизации проекта под серийную разработку. Партнер наращивает обороты и запрашивает все больше студентов, – говорит Владимир Кузьменко.
А в перспективе компания «Уникум Моторс» хочет, чтобы студенты помогли разработать систему с голосовым помощником, у которого мобильно можно будет спросить, где есть свободная зарядная станция, как долго электромобиль будет заряжаться, сколько километров ехать до свободной зарядки и соотнести это с уровнем остатка заряда электромобиля.
На первую половину 2022 года в России насчитывается около 15 тысяч электромобилей. Это очень мало по сравнению с многими зарубежными странами, но рынок электромобилизации страны быстро растет и развивается.