Найти в Дзене

5 летних пейзажей для визуальной медитации

В ритме современной жизни каждый человек нуждается в минутке спокойствия, чтобы позволить вечно работающему мозгу расслабиться и прогнать тревожные мысли. Красота природных пейзажей дарит умиротворение, но не все могут отправиться на свежий воздух посреди рабочий недели. Мы предлагаем вам полюбоваться живописными пейзажами для вдохновения и обретения душевной гармонии.

Н. А. Ярошенко. Приморский пейзаж. Мол. 1891. Дерево, масло. Вологодская областная картинная галерея
Н. А. Ярошенко. Приморский пейзаж. Мол. 1891. Дерево, масло. Вологодская областная картинная галерея

Дарование Николая Ярошенко как пейзажиста раскрывается в поздний период творчества и связано с поездками на Кавказ. В 1885 году семья Ярошенко приобрела усадьбу в самом живописном месте тогда еще Кисловодской слободы. Постоянно живя в Петербурге, художник, начиная с этого времени, проводит время на Кавказе каждое лето. Изначально данный "Приморский пейзаж" носил название "крымский", и место связывали или с Кавказом, или с Крымом, но не стоит забывать о поездках художника по Средиземному морю, откуда он привозил массу этюдов. Существует предположение, что данная работа была написана после путешествия Ярошенко в Константинополь и на близлежащие Принцевые острова.

И. Э. Грабарь. Березовая балка в клевере (Березовое кольцо). 1917. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
И. Э. Грабарь. Березовая балка в клевере (Березовое кольцо). 1917. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

«Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел. Фантастическое, сверхъестественное дерево – сказка! Я страстно полюбил  русскую березу и долго почти одну только ее и писал», — говорил художник.

Пейзаж «Березовая балка в клевере. (Березовое кольцо)» стилистически  разнится с более ранними произведениями Игоря Грабаря, в нем больше тонального единства,  другой мазок — более широкий и плотный. Сам художник так  характеризовал  свою работу в это время: «Все вещи, которые я написал в 1916-м и 1917 годах, натюрморты и пейзажи, являли уже доказательство окончательного отхода от импрессионизма и были переходом к задачам чисто цветового восприятия природы».  Выразительность картине придает композиционный прием изображения пейзажного пространства сквозь близко написанную растительность переднего плана. Здесь у него фигурируют не ажурные ветви, а ритмично расположенные белые стволы берез, контрастирующие с яркой зеленью листвы и травы, богатой разнообразными тональными оттенками. Колорит работы отличается декоративностью, насыщенностью тонов, в его мажорном звучании выражено ощущение радости жизни, переполнявшей тогда художника и невольно передающейся зрителям.

А. М. Васнецов. Заросший пруд. 1910-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
А. М. Васнецов. Заросший пруд. 1910-е. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

Поэтичный пейзажный мотив заросшего пруда встречается у многих художников. Живописные пруды, как правило, были украшением  усадебных парков. К образу русской усадьбы художники на рубеже XIX-XX веков обращались довольно часто. Она была для них в это сложное, быстро меняющееся время своеобразным воплощением стабильности и духовно-исторической традиции, на которой держалась русская культура.

Аполлинарий Васнецов не был исключением, в 1910-е годы он постоянно гостил в усадьбе Демьяново неподалеку от Клина, принадлежавшей адвокату и коллекционеру Владимиру Танееву, брату композитора Сергея Танеева. Там часто собиралась творческая интеллигенция, велись интереснейшие беседы. В большом живописном парке, где были два глубоких пруда, Зеленый и Царский, художник много и увлеченно работал на пленэре. «Писать, писать с натуры, пока глаза видят и руки держат кисть. За этюдником молодеешь! Особенно, когда на природе, и природа красива», — говорил Васнецов.

С. А. Дилакторский. Лунная ночь. Финский залив (Летний пейзаж с озером). 1913-1915. Бумага, акварель, белила. Вологодская областная картинная галерея
С. А. Дилакторский. Лунная ночь. Финский залив (Летний пейзаж с озером). 1913-1915. Бумага, акварель, белила. Вологодская областная картинная галерея

В акварели Сергея Дилакторского ощутима живая связь воды и неба. Лист захватывает поэтическим чувством "белых ночей", произведение обладает проникновенным лиризмом, выразительно подчеркивает образную красоту природу. Оно исполнено легко, наложением нескольких полупрозрачных слоев краски с добавлением белил (отражение лунных бликов на воде). С умелым соотношением теней и света в единстве живописной композиции.

В. Н. Корбаков. Над рекой Вологдой. 1960. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
В. Н. Корбаков. Над рекой Вологдой. 1960. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея

В 1960-е годы работа над пейзажем была основной у Владимира Корбакова, в результате которой был написан живописный пейзаж. Художник выбрал один из красивейших пейзажей города с видом на реку, старинный мост и церковь Дмитрия Прилуцкого в перспективе сквозь могучие деревья, растущие на высоком берегу возле здания педагогического университета. Здесь в полную силу проявились темперамент мастера, его умение не просто самому страстно радоваться, ликовать, упиваться красотой и звонкостью жизни, но и делиться своим даром с другими.