Сегодня свой день рождения отмечают самые рыжие, честные и влюбленные двойняшки нашего театра и кино - актрисы Полина и Ксения Кутеповы.
На первый взгляд может показаться, что Полина и Ксения очень похожи, почти идентичны, но, как мы увидим дальше, сестры совсем разные, и каждая из них идет своей оригинальной жизненной дорогой.
Детство, киностудия, первые роли в кино
Их творческий путь начался ещё в детстве. Старшая сестра девочек - Злата Кутепова - была очень увлечена исполнительским искусством, а больше всего любила театр. Именно она втягивала младших в свои игры, ставила с ними спектакли и погружала в профессию.
Вот, как рассказывает Ксения о том времени: "Старшая сестра Злата на даче делала с нами домашний спектакль, мы ставили "Пеппи - Длинный чулок". Это был мой первый театральный опыт".
Актрисы не раз рассказывали о том, что именно Злата грезила подобными творческими профессиями и стремилась попасть в эту сферу, но судьба распорядилась иначе.
Ещё в довольно юном возрасте сестренки попали в кино, где их первой работой стали съемки в картине "Василий и Василиса" (1981), здесь же сыграла и Злата Кутепова. В это же время на экраны вышел фильм "Куда он денется!" (1981). А чуть позже появилась картина "Рыжий, честный, влюбленный" (1984), которая стала своеобразной визитной карточкой Полины и Ксении для зрителей их поколения.
Попасть в кино девушкам удалось благодаря детской киностудии во Дворце пионеров, в которой Полина и Ксения занимались в детстве. Туда нередко приходили сотрудники Мосфильма, чтобы встретить юных дарований, подходящих для очередной картины.
Однако, кинокарьера не прельщала сестер. В их памяти остались эпизоды довольно трудных и эмоциональных сцен, которые случались с ними на съемках, и потому эта сфера не представлялась им такой уж радужной. И всё же каким-то чудесным образом Кутеповы пошли поступать в театральный институт, а точнее в театральные институты, так как это обычная практика среди абитуриентов творческих ВУЗов: пробоваться везде - может быть куда-нибудь возьмут.
ГИТИС и Петр Наумович Фоменко
Поступали Полина и Ксения вместе, как близняшки, и даже читали одно стихотворение Д. Хармса на двоих. Такой подход не очень прельщал педагогов, принимающих будущих артисов. Один из аргументов, звучащих в адрес сестер, звучал так: "зачем нам две одинаковые актрисы?"
На свой курс в актерскую группу девушек взял гениальный Петр Наумович Фоменко. Именно он сумел разглядеть в каждой из них свой, особый талант. Таким образом близняшки оказались на режиссерском факультете ГИТИСа.
Этот факт стал судьбоносным в жизни Полины и Ксении. Они сами часто озвучивают это в своих немногочисленных интервью. И даже, отвечая на вопрос о самом лучшем событии жизни, Полина Павловна говорит: "Рождение дочери и поступление на курс к Петру Наумовичу Фоменко. Правда, в обратной хронологии". («Красота и здоровье», 12.2011)
Их "одинаковость" первым использовал Евгений Каменькович, когда поставил второкурсникам спектакль "Двенадцатая ночь", где Полина играла Виолу, а Ксения исполняла роль Себастьяна.
Кутеповы принимали участие в каждой постановке своего курса: "Приключение" (режиссер Иван Поповски), "Владимир III степени" (реж. С. Женовач), "Шум и ярость" (реж. С. Женовач).
Во второй раз сходство сестер послужило прекрасным совпадением в спектакле "Волки и овцы", в котором Полина появлялась в образе Купавиной, а Ксения - в образе Мурзавецкой.
Сестры-близнецы Ксения и Полины Кутеповы - находка для такого спектакля. Два невинных профиля, два вздернутых носика, два фарфоровых личика обворожительны и до смешного одинаковы. В финале Мурзавецкая снимает черный бархатный чепец, и рыжая, простоволосая (ведь действительно, опростоволосилась!), встает рядом с такой же рыжей Купавиной и произносит: "Ее душа мне известна, я в нее как в зеркало смотрю: все сейчас вижу..." и т.д. В этой зеркальности столь забавная игра, что совершенно неважно, кто победил и кто проиграл, вместе ли эти одинаковые бабочки-мотыльки родились или, как в пьесе, одна уже прожила свое, а другая только начинает полет. (Наталья Крымова - Московский наблюдатель № 7-8, 1991)
Мастерская Фоменко. Начало пути
После окончания института ребята с курса Петра Наумовича решили не расставаться, сохранить свой коллектив и создать новый московский театр, который получил название "Мастерская Петра Фоменко". Таким образом Ксения и Полина оказались в числе основателей театра, в котором служат и по сей день.
Сёстры Кутеповы на тот момент были двумя из четырех актрис труппы, а все артисты играли во всех спектаклях. Таким образом Полина и Ксения сыграли роли в постановках: "Как важно быть серьёзным" (Полина - Леди Брэкнелл; Ксения - Гвендолен Фэрфакс), "Балаганчик" (Полина - Коломбина, Розовая маска; Ксения - Коломбина, Девушка), "Таня-Таня" (Полина - Девушка, Ксения - Таня), "Месяц в деревне" (Полина - Верочка; Ксения - Лизавета Богдановна), "Варвары" (Полина - Анна Федоровна; Ксения - Лидия Павловна). Также Ксения Павловна была занята в спектакле "Чичиков. Мертвые души, том второй", где исполняла роли Матрены Панкратьевны Панкратовой, Лизы, Улиньки.
Становление актрис в Мастерской Фоменко
К 2000-м годам, благодаря увеличению труппы и стремлению к собственным творческим целям, актрисы начали играть роли в постановках по отдельности. Так Полина исполняла главную роль в спектакле "Мотылек", а Ксения участвовала в создании сценической версии "Войны и мира", где воплощала сразу несколько образов: Княгини Елизаветы Болконской, Сони и Жюли Карагиной. Интересно, что в последствии Полина заменяла по необходимости актрис в этом спектакле и появлялась на сцене в ролях Наташи Ростовой и Элен Курагиной, а также Княгини Елизаветы Балконской и Сони, заменяя как раз сестру-близняшку.
Специально "под Ксению" в то время Петр Наумович поставил спектакль "Семейное счастье", а "под Полину" - "Египетские ночи". Актрисы играли в этих постановках главные роли.
В "Семейном счастии" Ксения воплощала образ Маши. При этом зрители могли наблюдать, как героиня проходит путь взросления от легкой, воздушной и юной девушки к томной даме под вуалью. Можно даже сказать, что эта роль была дана актрисе "на вырост", не зря же этот спектакль не сходит с афиши вот уже 20 лет.
"Ксения Кутепова, с ее фарфорово-прозрачным личиком, рыжей гривой волос и поразительной грацией сдвигает время действия примерно на полвека вперед; ее Маша скорее бунинская, чем толстовская героиня.
Необычный ритм и певучесть речи, прихотливые изломы пластики, движения, в которых столько полетности и полное забвение "хорошего тона"..." (Борис Тух "Одна относительно счастливая семья" - Postimees, 5.03.2007)
Полина в "Египетских ночах" играла по сути тоже две роли, которые вытекают одна из другой: сдержанная и скромная Вольская и страстная, жгучая Клеопатра. Эта постановка была возобновлена на сцене театра в 2018 году. Так оценивает образ Актрисы в этом спектакле театральный критик :
Полина Кутепова в роли Клеопатры сразила наповал! И восхитила даже больше, чем на спектакле 15-летней давности. Страсть, мудрость, фантастическое, обезоруживающее очарование, мягкая непреклонность, а в финале даже пронзительная материнская нежность - вот те немногие слова, которые рождает мое скудное «перо» после того счастливого вечера, который мне подарила Судьба на набережной Тараса Шевченко. (Павел Подкладов, 18.02.2018)
Одним из самых значимых в жизни театра в то время стал спектакль "Три сестры", где Ксения исполняла роль Ирины, младшей сестры, Полина - роль Маши, средней сестры, а их старшую сестру Ольгу сыграла Галина Тюнина.
Спектакль "Три сестры" ознаменовал переходный период в творческой судьбе Кутеповых. После сыгранных Полиной и Ксенией ролей в этой постановке актрисы стали восприниматься в театральной среде сформировавшимися мастерами.
Мастерская Фоменко. Актерская зрелость
Эту удивительную самостоятельную зрелость в качестве отдельных творческих единиц сестры Кутеповы подтвердили и в дальнейших совместных работах. Они вместе играли в спектакле "Самое важное". Полина Павловна в свою очередь так расценивала работу сестры:
"А у меня там Гальпетра (персонаж спектакля. - Прим. ред.). Одна из любимых ролей Ксении. Я прямо иногда кожей чувствую это удовольствие, когда смотрю на то, что она делает в «Самом важном». И всегда поражаюсь, насколько она может быть гениальной характерной актрисой" («Красота и здоровье», 12.2011).
А также они участвовали в постановках "Моряки и шлюхи", где помимо прочего покоряли зрителей своей потрясающей физической формой, и "Амфитрион" французского режиссера Кристофера Рока.
Вместе с тем актрисы продолжали индивидуально талантливо воплощать незабываемые образы на сцене родного театра.
Здесь вышли спектакли "Летние осы кусают нас даже в ноябре" (Елена) и "Счастливые дни" (Винни), в которых задействована Ксения.
Как раз про роль в последнем спектакле ("Счастливые дни") критики заметили:
Кутепова справляется с задачей блестяще, держа на себе внимание полтора часа, не двигаясь с места, скрытая сначала по пояс, а затем проваливаясь по шею — одними жестами, мимикой и интонациями. Какой это богатый арсенал, если пользоваться им с умением и тактом! Нежно и будто мимоходом оброненные фразы сияют откровениями о смирении, мужестве, любви и благодарности. (Наталья Шаинян "Трагический гимн бытию" - Петербургский театральный журнал)
Также у Актрисы был опыт участия в постановках МХТ им. Чехова: так в 2004 году она приняла участие в спектакле "Белая гвардия", а в 2008 году - в "Крейцеровой сонате".
Таким образом, на творческую судьбу Ксении Павловны оказали влияние следующие театральные режиссеры: ПЕТР НАУМОВИЧ ФОМЕНКО, Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Вера Камышникова, Сигрид Стрём Рейбо и другие.
Полина же никогда не покидала подмостки "Мастерской Фоменко". В этом театре именно она на сегодняшний день была задействована в наибольшем количестве постановок. Наиболее выдающиеся роли последних лет были исполнены Актрисой в спектаклях: "Улисс" (Молли Блум), "Дар" (Критик), "Фантазии Фарятьева" (Саша), "Мамаша Кураж" (Мамаша Кураж), "Король Лир" (Гонерилья).
К слову, именно за свою роль в спектакле "Улисс" Полина Павловна получила "Золотую маску".
Полина Кутепова в роли Молли, жены Блума, превзошла, если не как актриса (роли ей, как правило, удаются), то как женщина уж точно, любую актрису, любую женщину и саму себя. От первого ее появления на сцене - пробуждения, уподобленного рождению богини из волн, до последнего - погружения в сон - она остается воплощением жентсвенности во всех ее проявлениях. Ненарочитость и легкость, едва заметная лень в голосе и медлительность движений, и бесконечное многообразие красок - все это создает неподрожаемую картину и даже ллегкий эффект гипноза. (Алёна Данилова "Два слова о вечности" - Новые известия, 4.02.2009)
И надо заметить, что Полина принимает самое активное участие в создании как собственных образов, так и спектакля в целом. Евгений Каменькович говорил о роли актрисы в спектакле "Дар" следующее: "Полина сама выдумала эту роль. Может быть, если бы она не выдумала, я бы не знал, как все сделать".
Последними на сегодняшний день работами актрисы в театре стали роли в постановках "Доктор Живаго" (Амалия Карловна Гишар, Анна Ивановна Крюгер, Смерть), "Молли Суини" (Молли Суини) и "Опасные связи" (Маркиза де Мертей).
Театральными режиссерами, сопровождающими Полину на ее творческом пути, стали ПЕТР НАУМОВИЧ ФОМЕНКО и ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ КАМЕНЬКОВИЧ, Сергей Женовач, Иван Поповски, Кирилл Вытоптов, Егор Перегудов и другие.
Кино в твоческой судьбе Кутеповых
После окончания театрального института первой заметной и главной ролью Полины в кино стала работа с Георгием Данелией в картине "Настя" (1993). Позднее режиссер вновь пригласил актрису вместе с ей коллегами по театру в фильм "Орел и решка" (1995). С тех пор Полина исполнила роли во многих фильмах, например, "Инди", "Отец", "В Париж!", "Дом ветра" (2011), а также в сериалах "Пелагия и белый бульдог", "У каждого своя война", "Две зимы и три лета" и др. Также голосом актрисы звучат персонажи мультфильмов "Ми-ми-мишки", "Сказочный патруль", "Кощей. Начало". А вместе со своим главным кинорежиссером Георгием Данелией Полина работала над созданием мультфильма "Ку! Кин-дза-дза".
С полной фильмографией Полины Павловны можно ознакомиться по ссылке:
Первой же большой ролью Ксении в кино стала картина "Путешествие с домашними животными" (2007) Веры Сторожевой. Спустя пару лет Актриса вновь снялась у этого режиссера в фильме "Скоро весна" (2009), где она сыграла Матушку Екатерину. После этих работ кинокарьера Ксении стала складываться интенсивнее и интереснее. Она принимала участие в таких проектах, как "Кромовъ", "Парень с Марса", "Танец Дели" (2012), "Территория" (2014), а также в сериалах "Доктор Тырса", "Без свидетелей", "Гастролеры" и др. В последние годы на экран вышли заметные картины, в которых была задействована Ксения: "Дылда", "Эбигейл", "Аванпост", "Молодой человек".
С полной фильмографией Ксении Павловны можно соответственно ознакомиться здесь:
Одна из самых приятных особенностей Полины и Ксении - это то, что они никогда намеренно не пользовались своей "одинаковостью", они не продвигали бренд "близняшек". Каждая из них стремилась и стремится сказать своё индивидуальное слово. В этом мы могли убедиться, наблюдая за их театральными путями-дорогами, а также за их оригинальными работами в кино. При этом всё же Кутеповы не отрекаются от своей природной данности и позволяют режиссерам в случае художественной необходимости прибегать к их совместной деятельности на сцене или в кадре. В театре, как уже говорилось выше, это было очень к месту в спектакле "Двенадцатая ночь", а вот на экране случилось совсем необычное применение схожести сестер в сериале "Мертвое озеро" (2018), в котором они сыграли сиамских близнецов.
И это не единственная их совместная "не детская" работа в кино. Они также появлялись вместе в двух картинах, снятых "под Мастерскую Фоменко", то есть в этих проектах роли отдавались актерам этого театра: "Прогулка" (2003) Алексея Учителя и "Портрет незнакомца" (2021) Сергея Осипьяна. А еще раньше были фильмы "Мелкий бес" (1995) и "Дети играют в Россию" (1993) Жана-Люка Годара.
Полина и Ксения в своей творческой жизни прошли сложный и насыщенный путь: от маленьких рыженьких сестричек-двойняшек → через образы эфирных, невесомых барышень → к сложным, умудренным драматическим героиням.
Они не выстраивали совместный образ сестер-актрис. Каждая из них стремилась проявить свою индивидуальность и занять своё место на театральном небосклоне. Ведь именно театр рассматривается Кутеповыми как главное дело жизни, и это не может быть иначе для основоположниц "Мастерской Фоменко".
Страницы Актрис на Официальном сайте театра "Мастерская Петра Фоменко": Полина Кутепова и Ксения Кутепова.
Актрисы сами рассказывают о своей судьбе в передаче "Линия жизни" : выпуск с Полиной и выпуск с Ксенией можно посмотреть на сайте или YouTube-канале телеканала "Культура".
Также интересными историями о своей жизни сестры поделились в программе "Мой герой", в которой принимали участие и Ксения, и Полина.
В передаче "2 Верник 2" Полина и Ксения появились вместе и продемонстрировали зрителям факт абсолютной своей несхожести.
Подписывайтесь на канал, чтобы мы могли вместе знакомиться с новыми героями рубрики "Творческий портрет".
#Полина кутепова #Ксения Кутепова #Мастерская фоменко #кутеповы