Мы специально выжидали продолжительное время, дабы обратить внимание на некоторые аспекты кинокартины «Доктор Сон» (2019), которые укрылись от зрителей и критиков во время выхода оной на экраны. Есть вещи, в отношении которых надо соблюдать дистанцию.
Начнем с упоминания странного совпадения. В 1991 году Мэдисон Смарт Белл создал роман «Доктор Сон», который в 2002 году был превращен в фильм, более известный как «Под гипнозом ». Тот повествовал о человеке, способном погружаться в чужое сознание, который берется помочь находящейся в опасности девочке.
Конечно, мы допускаем, что количество сюжетных поворотов ограничено, равно как и вариантов словосочетаний. И именно по этой причине (и никакой иной) Стивен Кинг написал в 2013 году схожий роман с аналогичным названием. Нас интересует вовсе не это. Дело в том, что в обоих случаях наличествуют тайны герметических культов.
Весьма не исключаем, что у Кинга есть некто вроде мистического консультанта, который разбирает старые манускрипты, а ещё анализирует таинственные обряды и разного рода ритуальные особенности, сокрытые в веках.
«Доктор Сон» образца 2019 года (мы о фильме) примечателен несколькими моментами. Во-первых, ярко выраженная нуарная составляющая. По этой причине эта кинолента самая нестрашная из созданных Майком Фленеганом («Окулус», «Тишина», «Призраки усадьбы Блай» и т.д.)
При всём том она чрезвычайно тревожная. И на связь с нуаром указывает эпизод, когда ещё необращенная «Змейка Энди» заманивает свою потенциальную жертву в кинотеатр. Что так показывают? Правильно!!! «Касабланку». Намек толще не придумаешь.
Впрочем, и не это самое интересное. А то, что в фильме использованы «реальные» гностические доктрины. Например, изменена концепция «сияния», которое изначально как бы отсылало к фильму Стэнли Кубрика. Однако в данном варианте получило вполне конкретное воплощение. «Сияющие люди» соответствуют т.н. «пневматикам», особому «сословию», о котором возвещали многие гностические доктрины Средневековья.
Они получили свое название, так как в них находилось много «пневмы», некой божественной светящейся субстанции, что позволяло её обладателям выделяться из окружения. В некоторых доктринах пневма была «первоогнем», соответствующего «Духу Святому». И это переводилось как «дыхание».
Помните, как в фильме черпают жизненные силы участники «Узла истинных»? Они будто бы вдыхают свои жертвы, называя мистическую субстанцию «пар». А это выводит на иную тему, а именно, вопрос о ритуальных жертвоприношениях, что охватывает большой пласт проблем: от т.н. «кровавого навета» до отдельных аспектов святости, которые были показаны Паскалем Ложье в шокирующем триллере «Мученицы» (2008).
И весьма интересно, что в фильме даны новые трактовки ужасов, которые некогда происходили в гостинице «Оверлук». В ней пространство четко разделено на «внутреннее» (безопасное) и связанное через конструкции с «внешней тьмой» (ванная - водопровод и т.д.), что уже отсылает к фольклорным особенностям ряда европейских народов. В итоге остается уточнить, кто есть ритуальный консультант гражданина Кинга?