Найти тему
Red N White | ВЗГЛЯД

Как «коллективный Запад» разваливал советский блок извне? Часть II. Экономический аспект

В экономическом же поле социалистическая интеграция завершилась ликвидацией валютно-финансового института СЭВ – альтернативного Бреттон-Вудской системе глобального инструмента СССР по валютно-финансовому и внешнеторговому контролю над странами социалистического строя Евразии, Латинской Америки и Африки, осуществлявшемуся через использование при расчетах переводного рубля, а не доллара США. Развитие социалистических экономик буксовало из-за структурного кризиса самой системы, вследствие чего росла их закредитованность перед западными заемщиками, и сотрудничество в формате СЭВ стремительно теряло актуальность.

Уже в январе 1989 г. генсек ЦК КПСС М. С. Горбачев провел встречу с участниками Трехсторонней комиссии (в составе которой присутствовали Г. Киссинджер, Д. Рокфеллер, В. Жискар д’Эстен и др.) – неофициального органа западных кланов по решению глобальных проблем, обсудив вопросы «перспектив вхождения СССР в мировой рынок, формы участия Союза в мирохозяйственных связях и условия подключения Москвы к деятельности международных экономических организаций»[1]. Параллельно возросла роль Европейского Экономического Союза (ЕЭС) в торговых структуре внешней торговли и финансовых потоков Польши, Венгрии, Чехословакии и Югославии. Следуя глобальной тенденции по расширению мира свободной торговли и либерализма, уже упомянутая нами Парижская хартия подтверждала убежденность стран-подписантов в том, что «экономическое сотрудничество, основанное на рыночной экономике […] будет способствовать строительству процветающей и единой Европы»[2]. Все это, подстегиваемое смягчающейся позицией Москвы, побуждало правительства стран социалистической ориентации спешно переходить к масштабным рыночным преобразованиям.

Минутка конспирологии и мракобесия))): эмблема той самой Трехсторонней комиссии
Минутка конспирологии и мракобесия))): эмблема той самой Трехсторонней комиссии

Тем временем, с ростом экономического потенциала ФРГ, французское руководство, стремившееся укрепить свои позиции в нарождающемся Европейском Союзе в качестве локомотива единой Европы (в частности, посредством привлечения к процессу евроинтеграции развивающихся государств Центральной и Восточной Европы)[3], выдвинула инициативу создания единого европейского банка, суть которого состояла в оказании финансовой помощи этим странам в строительстве рыночной экономики. Предложение, трансформировавшееся в 1991 году в структуру под названием Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) со штаб-квартирой в Лондоне, состояло в оказании странам ЦВЕ финансовой и консультационной помощи в выстраивании системы рыночных институтов посредствам привлечения средств частных фондов и лиц[4].

Одновременно, в 1989 году была запущена специальная программа по восстановлению экономики Польши и Венгрии (PHARE – Poland-Hungary: Assistance for the Reconstruction of Economy) – тем не менее, считать данную инициативу исключительно предприятием Западной Европы не представляется соответствовавшим действительности, ведь, принимая во внимание направленность, заявленную в документе данного пакета помощи (а именно: восстановление сельскохозяйственного и частного производственного сектора, реформирование институтов и органов управления, меры в регулировании сферы здравоохранения, образования, а также снижение безработицы, развитие энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций, охрана природы и ядерная безопасность)[5], важно отметить, что спонсорами программы ко всему прочему выступали и глобальные валютно-финансовые организации, такие как Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и региональные и национальные фонды по типу американо-японской Природоохранной инициативы, Японского экспортно-импортного банка и др.[6]

Лех Валенса, президент Польской Республики в 1990-1995 гг.
Лех Валенса, президент Польской Республики в 1990-1995 гг.

С точки зрения поиска исторических параллелей, организацию подобных акций в принципе можно рассматривать как усеченный аналог широко известного плана Маршалла, принятого в 1947 году в рамках предоставления европейским странам финансовой поддержки в обмен на устранение просоветских и социалистических фракций в законодательной и исполнительной ветвях государств. Однако если тогда государства Восточной Европы были вынуждены отказаться от помощи, то в новых реалиях их правительства стремились принять активное участие в различных проектах, предусматривавших инвестиции и кредитование проблемных секторов экономики.

____________________________________________________________________________________

[1] - Спицын Е. Ю. Россия – Советский Союз. 1946-1991 гг.: Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Книга IV / Е. Ю .Спицын – М.: Концептуал, 2019. 512 с. [с. 422]

[2] - Парижская хартия для новой Европы / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/1903009 Дата обращения: 29.04.2022

[3] - Бжезинский З. Великая шахматная доска / Збигнев Бжезинский; [перевод с английского О. Уральской]. – М.: Издательства АСТ, 2021. 256 с. [с. 82-83]

[4] - Наша история / Официальный сайт Европейского Банка реконструкции и развития [Электронный ресурс] URL: https://www.ebrd.com/ru/who-we-are/history-of-the-ebrd.html Дата обращения: 29.04.2022

[5] - PHARE Program / European Union Sources [Electronic resource] URL: https://www.nato.int/science/pilot-studies/pilot021/phase1/subgrps/sub5-rep2.htm Дата обращения: 29.04.2022

[6] - Там же