Чем императорские поезда были лучше обычных?
Первым императором России, прокатившимся в поезде, был Николай I. Тогда, в 1837 году, комфортным это мероприятие назвать было нельзя.
В 1851 Николай Павлович вновь стал первопроходцем, оценив новую железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы. В этот раз подготовились к путешествию лучше: оборудовали специальный поезд с вагоном-кухней, вагоном-опочивальней, вагоном-столовой, а главное — свитским вагоном (для свиты), от которого, к слову, и произошла аббревиатура СВ.
Поезд покрасили в голубой цвет, а интерьеры оформили атласом и другими дорогими материалами. Занимались этим мастера из Франции. Глаз также радовали канделябры, мозаичные панно, мелкие детали вроде бронзовых резных решёток или часов. В такой роскошной обстановке император добрался до северной столицы, чтобы отпраздновать 25-летие своей коронации.
При Александре II всё стало только лучше: поездки стали важной частью жизни императора, и уровень комфорта, конечно же, надо было поднимать. Результатом упорных трудов стал новый императорский поезд с пятнадцатью вагонами, в которых нашлись места министрам, наследникам, самому Александру, прислуге и ближайшему окружению.
У императрицы Марии Александровны, жены Александра II, был собственный поезд. Он потребовался, когда стало известно, что она больна, и её необходимо отправить в заграничную поездку. Строили состав во Франции и позаботились о том, чтобы долгая дорога была легкой.
В вагонах можно было контролировать уровень влажности, температуру пола и потолка, а ещё там работали вентиляторы-кондиционеры. Конечно, с такой техникой и убранство соответствовало — всё было оформлено по высшему разряду: умывальники из серебра, картины и мягкая мебель.
Позже появилась идея привести такие особые составы к единому образцу, который идеально бы подходил под нужды правителей. Комиссия для формирования самой концепции царского поезда была образована в 1888 году. Её члены думали и об удобстве, и о безопасности будущих пассажиров. Когда проект был утверждён, его передали на Александровский механический завод для реализации.
По итогу стандартный императорский поезд состоял из двенадцати вагонов. Их назначение было не ново: буфет, хозяйственные блоки, кухня, спальные места для прислуги, опочивальни для главных лиц страны, их наследников и приближённых. Из особенностей состава можно выделить специальный механизм для смены колёс с русской колеи на заграничную, и мини-электростанцию в первом вагоне, обеспечивавшую работу ламп накаливания.
Для семьи Николая II такой поезд стал практически передвижной резиденцией. Вагоны были оформлены особым образом: купе княжон Ольги и Татьяны выделялись гладкой обивкой стен из белого кретона с цветочным узором. В великокняжеской части состава царствовал ампир. Кабинет Его Величества удивлял простотой и строгостью.
Судьба всех императорских вагонов оказалась печальной. Основная их часть была утрачена в Гражданскую войну. Уцелевшие вагоны были разрушены в 1941 году. В России не сохранилось ни одного из подлинных царских поездов.
#ржд #железная дорога #император #российская империя #история