В одной из своих предыдущих статей я уже упоминал об одной такой работе французского художника. Напомню, что он в основном работал в стиле каприччио, который подразумевал использование как реальных пейзажей, так и фантазий на тему руин в произвольных сочетаниях.
Родился Юбер Робер в Париже, где и начал свое художественное образование. А в возрасте двадцати лет, он отправился в Рим, где продолжил свое обучение и встретил человека, который оказал самое сильное влияние на его творчество - Джованни Пиранези. Итальянского художника у себя на родине долгое время называли "Рембрандтом античных руин", потому как был наиболее известен именно изображениями древнеримских руин. Причем, часто он, используя свою фантазию, менял композицию и изображения ландшафтов в угоду своему художественному видению. То есть он мог "закопать" существующую постройку, изобразив только ее верхний уровень:
В дальнейшем Робер еще и посетил раскопки Помпей, которые как раз за несколько лет до этого только начались. Причем, именно с 1760 года, когда Помпеи посещал французский художник, раскопки там приняли иной характер: если раньше интересно было только то, что представляло художественную и историческую ценность, то затем засыпанный город реально стали раскапывать. То есть вывозить грунт из откопанных строений и реставрировать их при необходимости. Зрелище раскапываемого древнеримского города дополнили влияние Пиранези на француза, и с этого момента он сосредоточится на жанре каприччио, за что его впоследствии и прозовут "Робером из руин".
В России художника неплохо знали, граф Строганов был лично с ним знаком, и императрица Екатерина II не единожды приглашала его в Россию. Несмотря на то, что эта поездка так и не состоится, многие из его работ окажутся в нашей стране, так, неплохая коллекция его картин собрана в петербургском Эрмитаже, в количестве 52 работ. Самые интересные из них, на мой взгляд, вы можете увидеть ниже:
Большая часть картин "Робера из руин" не представлены в постоянной экспозиции Эрмитажа, очевидно, что в нынешние времена он гораздо менее популярен, чем в эпоху Екатерины II. Так, в Екатерининском парке Царского села помимо Башни-руины, было еще несколько строений, являющихся искусственными подобиями древних руин, ибо в те времена была очень распространена европейская мода на ностальгию по древности. А также были популярны философские мысли о том, что руины - это проявление энтропии (хаоса и распада), в результате которого творения культуры возвращаются в природу.
Французский писатель и философ Дени Дидро так писал о картинах Робера: "Мысли, вызываемые во мне руинами, величественны. Все уничтожается, все гибнет, все проходит. Остается один лишь мир. Длится одно лишь время."
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #искусство #эрмитаж #руины #культура