Найти тему
История живописи

Эрмитажные руины "Робера из руин"

В одной из своих предыдущих статей я уже упоминал об одной такой работе французского художника. Напомню, что он в основном работал в стиле каприччио, который подразумевал использование как реальных пейзажей, так и фантазий на тему руин в произвольных сочетаниях.

Портрет французского художника Юбера Робера, гравюра, С.Ш. Мигер, 1798.
Портрет французского художника Юбера Робера, гравюра, С.Ш. Мигер, 1798.

Родился Юбер Робер в Париже, где и начал свое художественное образование. А в возрасте двадцати лет, он отправился в Рим, где продолжил свое обучение и встретил человека, который оказал самое сильное влияние на его творчество - Джованни Пиранези. Итальянского художника у себя на родине долгое время называли "Рембрандтом античных руин", потому как был наиболее известен именно изображениями древнеримских руин. Причем, часто он, используя свою фантазию, менял композицию и изображения ландшафтов в угоду своему художественному видению. То есть он мог "закопать" существующую постройку, изобразив только ее верхний уровень:

"Храм Юпитера Громогласного в Риме", Д.Б. Пиранези, офорт из серии "Виды Рима", 1758. Офорт - это одна из разновидностей печатной графики.
"Храм Юпитера Громогласного в Риме", Д.Б. Пиранези, офорт из серии "Виды Рима", 1758. Офорт - это одна из разновидностей печатной графики.

В дальнейшем Робер еще и посетил раскопки Помпей, которые как раз за несколько лет до этого только начались. Причем, именно с 1760 года, когда Помпеи посещал французский художник, раскопки там приняли иной характер: если раньше интересно было только то, что представляло художественную и историческую ценность, то затем засыпанный город реально стали раскапывать. То есть вывозить грунт из откопанных строений и реставрировать их при необходимости. Зрелище раскапываемого древнеримского города дополнили влияние Пиранези на француза, и с этого момента он сосредоточится на жанре каприччио, за что его впоследствии и прозовут "Робером из руин".

В России художника неплохо знали, граф Строганов был лично с ним знаком, и императрица Екатерина II не единожды приглашала его в Россию. Несмотря на то, что эта поездка так и не состоится, многие из его работ окажутся в нашей стране, так, неплохая коллекция его картин собрана в петербургском Эрмитаже, в количестве 52 работ. Самые интересные из них, на мой взгляд, вы можете увидеть ниже:

"Вилла Мадама под Римом", 1760-1762. Часто руины изображаются уже поросшие густой растительностью, прямо как в постапокалиптических фильмах. Здесь изображена недостроенная вилла одного из кардиналов католической церкви, который впоследствии стал папой римским Климентом VII.
"Вилла Мадама под Римом", 1760-1762. Часто руины изображаются уже поросшие густой растительностью, прямо как в постапокалиптических фильмах. Здесь изображена недостроенная вилла одного из кардиналов католической церкви, который впоследствии стал папой римским Климентом VII.
"Колизей", после 1761. Самый известный древнеримский амфитеатр.
"Колизей", после 1761. Самый известный древнеримский амфитеатр.
"Гробница Цецилии Метеллы", около 1765. Находится на Аппиевой дороге в Риме. Цецилия Метелла - знатная римская женщина, дочь консула. Зубцы башни, кстати говоря, были достроены позднее, в Средние века, когда гробница использовалась в оборонительных целях.
"Гробница Цецилии Метеллы", около 1765. Находится на Аппиевой дороге в Риме. Цецилия Метелла - знатная римская женщина, дочь консула. Зубцы башни, кстати говоря, были достроены позднее, в Средние века, когда гробница использовалась в оборонительных целях.
"Павильон с каскадом", около 1767.
"Павильон с каскадом", около 1767.
"Руины террасы в парке Марли", начало 1780х. А вот здесь мы видим фантазию художника на тему родной Франции, ведь Марли - это дворцово-парковый комплекс, неподалеку от Парижа.
"Руины террасы в парке Марли", начало 1780х. А вот здесь мы видим фантазию художника на тему родной Франции, ведь Марли - это дворцово-парковый комплекс, неподалеку от Парижа.
"Руины дорического храма", 1783. Фронтон храма совсем отсутствует, однако дорические колонны (самые лаконичные из всех античных) представлены во всей красе.
"Руины дорического храма", 1783. Фронтон храма совсем отсутствует, однако дорические колонны (самые лаконичные из всех античных) представлены во всей красе.
"Архитектурный пейзаж с каналом", 1783.
"Архитектурный пейзаж с каналом", 1783.
"Античный храм, так называемый четырехугольный дом в Ниме", 1783. Такой храм во французском городе Ниме действительно есть, называется он Мезон Карре (в переводе "квадратный дом"). Наиболее сохранившийся древнеримский храм на территории Франции, долгое время был церковью, сейчас в нем музей античного искусства.
"Античный храм, так называемый четырехугольный дом в Ниме", 1783. Такой храм во французском городе Ниме действительно есть, называется он Мезон Карре (в переводе "квадратный дом"). Наиболее сохранившийся древнеримский храм на территории Франции, долгое время был церковью, сейчас в нем музей античного искусства.
"Пейзаж с развалинами храма, статуей Венеры и памятником Марку Аврелию", 1789. Из реального здесь только конная статуя Марку Аврелию, остальное - фантазия художника. Интересно, что эта статуя сохранилась лишь потому, что долгое время считалось, что изображенный император - это Константин I, которого некоторые христианские церкви канонизировали.
"Пейзаж с развалинами храма, статуей Венеры и памятником Марку Аврелию", 1789. Из реального здесь только конная статуя Марку Аврелию, остальное - фантазия художника. Интересно, что эта статуя сохранилась лишь потому, что долгое время считалось, что изображенный император - это Константин I, которого некоторые христианские церкви канонизировали.
"Античные развалины, служащие общественной купальней", Ю. Робер, 1798.
"Античные развалины, служащие общественной купальней", Ю. Робер, 1798.

Большая часть картин "Робера из руин" не представлены в постоянной экспозиции Эрмитажа, очевидно, что в нынешние времена он гораздо менее популярен, чем в эпоху Екатерины II. Так, в Екатерининском парке Царского села помимо Башни-руины, было еще несколько строений, являющихся искусственными подобиями древних руин, ибо в те времена была очень распространена европейская мода на ностальгию по древности. А также были популярны философские мысли о том, что руины - это проявление энтропии (хаоса и распада), в результате которого творения культуры возвращаются в природу.

Французский писатель и философ Дени Дидро так писал о картинах Робера: "Мысли, вызываемые во мне руинами, величественны. Все уничтожается, все гибнет, все проходит. Остается один лишь мир. Длится одно лишь время."

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #искусство #эрмитаж #руины #культура