Найти тему
Vizzion - XR Решения

VR-технологии на вооружении у психологов?

Есть ли у вас опыт обращения к психологу? Помните? Приходите, и начинается допрос с пристрастием. Пока воссоздаётся картина жизни с дальней ретроспективой, уже половина заморочек улетучивается. А теперь представьте, человек может стать сам себе психотерапевтом. Тренда из этого, скорее всего, не получится. Но так заманчиво… Надеть гарнитуру, подключить приложение (их становится всё больше) и избавиться от пары личностных проблем. VR-инструмент для таких решений уже есть.

VR-технологии ещё с 90-х годов вошли в фармакологию, психологию, в различные разделы медицины вплоть до психиатрии и так развернулись, что гейм-индустрия отдыхает.

Вы знали, что психологическая терапия в VR – это, по сути, «обман» мозга? На правдоподобные образы виртуальности тело реагирует, как на реальные. За миллисекунды мозг не успевает разобраться в истинности эмоций и принимает всё за чистую монету. Потом включатся логика и разум, а в первые мгновения возникнут нужные реакции. Ощущение полной безопасности препятствует стрессу, как это могло бы быть в терапии арахнофобии с попыткой взять в руки настоящего паука. Есть такой жёсткий подход: боишься пауков - заведи себе эдакую сороконожку и привыкай к ней постепенно. Не всем подходит.) На этом основан эффект VR-терапии, виртуальная среда заставляет мозг работать или заработать в нужном направлении без побочных ощущений.

В России идёт активное изучение виртуальных технологий в психиатрии и в сферах, связанных с работой мозга, начиная с фобий и заканчивая исследованиями вестибулярного аппарата для медицины, а также для армии, авиации. Быстро раскручивается нейрореабилитация и реабилитация после психологических травм и расстройств. При проблемах с двигательным аппаратом после инсульта виртуальная реальность помогает восстановить нейронные связи и заставляет мозг заново вспомнить, как нужно двигать мышцами тела. Виртуальная и дополненная реальность форсирует восстановление на 30%. В московском Научном центре неврологии применяют новые технологии и есть результаты реабилитации. Те же технологии используются в Центре НТИ в Приморском крае.

Экспозиционная VR-терапия

Виртуальная реальность с её глубоким погружением стала идеальной средой для психологической терапии. Раньше погружений достигали благодаря изобретательству терапевтов и сподручным средствам. VR отменила все ухищрения – психологи вздохнули с облегчением.

Экспозиция – давно открытый метод когнитивно-поведенческой терапии для противостояния тревожным состояниям и фобиям. У него есть своя фишка, – принцип столкновения лоб в лоб, – которая за почти 70 лет практики показала свою эффективность. Неважно, что это: объект, живое существо, процесс. «Встречаясь» визави один раз, второй, третий (и каждый раз без негативных последствий), человек нарушает непрерывность - стимул-реакция. И в один прекрасный момент колокольчик Павлова не сработает, стимул угасает и за объектом не последует страх. Вся терапия – это погружение человека в ситуации, где он столкнётся со своим ужасом нос к носу.

-2

Работает в отношении ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), фобий, вспышек гнева. Виртуальная среда способна воссоздать самые фантастические страхи или вполне рядовые. Сталкиваясь с ситуацией в иммерсивной среде снова и снова, человек учится переживать свои эмоции, постепенно привыкает, и острота реакций снижается.

Особенность ПТСР в том, что не всегда можно выявить триггер и выяснить, что заставляет человека просыпаться ночью в поту. И он сам не всегда способен объяснить, что рождает болезненные воспоминания и эмоции. Крик ребёнка может вывести из равновесия и запустить цепочку реакций.

-3

Почему VR? Если детский плач является триггером, то его неоднократный звук в симуляции будет снимать реакции. Потенциал виртуальной терапии изучают во многих станах мира. Более 20 исследований (больше 12 тыс. человек) показывают её эффективность в качестве вспомогательного метода.

Прекращение боли в процессе погружения в виртуальную среду – ещё один пример полезного «обмана» мозга. При лечении ожогов пациенты начинают волноваться перед процедурой, а если у человека низкий болевой порог, то для него приход медсестры будет сильным стрессом. Виртуальная игра Snow World для пациентов ожогового центра – это способ отвлечения в процессе смены повязки и других процедур. Погружаясь в игру, пациент зрительно и на слух совершенно отрезан от реальности, и его мозг просто не фиксирует все болевые импульсы.

-4

Методика использует такую особенность мозга, как возможность фокусировки внимания лишь на одном объекте, при этом он не может отвлечься на что-то еще. Игры от боли практикуют этот принцип, а полное погружение в виртуальность переключает внимание только на события интерактивной среды. Так как боль – это всего лишь сигнал, который фиксируется мозгом, то прервав его, мы избегаем боли. Стартапы AppliedVR и Kernel объединились для сбора данных и исследования мозга после VR-терапии для снятия боли. Цель – понять, как виртуальная реальность действует на мозг, наблюдая, какие его участки реагируют на VR-терапию. Для того, чтобы виртуальная терапия официально была внедрена в медицину, необходимы клинические исследования и доказательства её безопасности и полезности, поэтому подобные проекты крайне необходимы.

Виртуальная реальность и страхи

Немного пощекочу нервы и поговорю о фобиях. К примеру, о страхе высоты, полётов на самолете, обязательно включу в список иррациональную боязнь пауков и тесного пространства, темноты, публичных выступлений. Страшилки, которые часто встречаются, тяжело переносить и трудно лечить.

VR-технологии сделали столкновение с тревожной ситуацией контролируемым и априори безопасным. В отношении перечисленных фобий виртуальность показала себя во всей красе, кроме того появился шанс отказаться от медикаментозного лечения или снизить потребление лекарств.

-5

Что лучше смоделирует ситуацию с паучком, чем иммерсивная среда? Любые страхи реальных событий воссоздаются в симуляциях VR. Говорят, пауки вызывают такую неприязнь из-за радикальных анатомических отличий: много волосатых ног, ещё больше беззрачковых глаз. Так или иначе, но даже простая неприязнь может помешать взять его в руки, не говоря о боязни. Аэрофобия – боязнь полётов на самолёте (встречается довольно часто). Одна из задач авиатренажёра компании «Дрим Аэро» - вспомогательное лечение аэрофобии. В безопасном симуляторе тревожная ситуация принимается нормально, а факт симуляции мозг не осознаёт.

Для лечения страха высоты используются приложения с прогулками по небоскрёбу или другим высотам. Задания, которые заставляют переживать свой страх раз за разом, повышая при этом порог тревожности. Пользователи учатся контролировать свои эмоции, мысли, вегетативные реакции. Easy Heights – швейцарское приложение, показавшее свою эффективность в определённых случаях, а кому оно подходит, может выбрать только специалист. Технологии остаются на службе у профессионалов.

-6

Будут ли психотерапевты или психологи участвовать в развитии технологий и внедрении VR-очков в свою практику? По-моему, безусловно. Мы будем свидетелями повсеместной реализации такой терапии, где технологии будут усиливать эффективность применяемых психологами подходов и давать результаты, о которых раньше можно было лишь мечтать.

Такие вот пирожки для котяток 🐱… с пикселями.

#VR-терапия #виртуальная терапия #VR-психология #VR-приложения #иммерсивная среда

AR и VR
156,2 тыс интересуются