Блэк- и дэт-метал - фундаментальные стили экстремального метала, на базисе которых выстраиваются все направления сего жанра. Оные стили имеют общие истоки, они развивались параллельно и всегда без особых проблем перекликались друг с другом. Оба происходят из трэш- и спид-метала. Интересно, что все эти термины появились примерно в одно время и поначалу не имели чётких границ. На становление блэка с дэтом существенно повлияли альбомы групп, наподобие Venom, Hellhammer / Celtic Frost, Sodom и Kreator, то есть исполнителей, игравших спид- или трэш-метал в особенно агрессивной манере.
Блэк-метал зарождался дольше, чем дэт. Подробнее про становление блэка в 80-х я рассказывал в прошлом. В то время, как у дэт-метала уже была окончательная форма, блэк в большинстве случаев всё ещё представлял собой сырой и озверевший трэш, имеющий сатанинскую концепцию. Поклонение Рогатому стало наиболее распространённой тематикой у блэк-метал исполнителей. Хоть в дэт-метале сатанизм тоже респектабелен, основные темы там: смерть, кровь, ужасы и т.д.
В 80-х нередко можно было встретить, как одну и ту же группу называют то блэком, то дэтом. Интересно, что сегодня некоторых таких исполнителей вообще записали бы в трэш-метал. Сами музыканты порой пренебрежительно относились к любым ярлыкам. В середине и во второй половине десятилетия появились альбомы, которые начали выстраивать более чёткие границы между блэком и дэтом.
Такие работы, как Bathory «The Return» (1985) и «Under the Sign of the Black Mark» (1987) - ключевые в формировании блэк-метала. В основу направления легли монотонные и репетитивные структуры композиций; тремоло-риффы и бласт-биты, создающие плотную стену звука; скриминг в качестве вокала; сырое качество записи; первостепенность атмосферы и второстепенность технической стороны.
Такие альбомы, как Possessed «Seven Churches» (1985) и Death «Scream Bloody Gore» (1987) стали ключевыми для дэт-метала. В основу стиля легли взрывные и комплексные структуры треков; обилие молотильной ритм-секции, в частности бласт-битной; увесистые риффы в пониженном строе; гроулинг в качестве вокала; филигранность исполнения.
Тем не менее, даже несмотря на появление альбомов, разделивших направления, во второй половине 80-х всё равно продолжали встречаться работы, имевшие примерно одинаковое количество блэка с дэтом, которые по некоторым соображениям ассоциировались с чем-то одним. Например, Necrophagia и Necrovore выпустили ряд сырых творений с признаками как блэка, так и дэта, но группы причисляются исключительно к дэт-металу из-за локации и концепции. Sarcófago, игравших вполне сбалансированную смесь блэка с дэтом, в первую очередь ассоциируют с блэком из-за образа и откровенно сатанинской лирики.
Более того, встречались группы, которые играли настолько неделимый экстремальный метал, что их равносильно относят к блэку, дэту и даже трэшу. Отличные примеры - Mortuary Drape или шведский Morbid, где отметился будущий вокалист Mayhem. Всё это является подтверждением того, что блэк и дэт тесно связаны с самого начала.
Поскольку в кругах блэк-метала принято записывать материал сыро и анти-музыкально, в 80-х блэк пребывал достаточно глубоко в андеграунде. Под самый конец десятилетия в блэкушных кругах настало затишье. В дэт-метале, напротив, принято играть технично и записываться качественно, поэтому под занавес 80-х стиль начал пользоваться большим спросом. Альбомы 1988-1990 гг в исполнении Death, Pestilence, Morbid Angel, Autopsy, Obituary, Deicide, Cannibal Corpse и пр., внесли окончательную лепту в формирование дэт-метала.
Таким образом, к началу 90-х дэт явился главным трендом в экстремальном-метале. Флоридская, калифорнийская и нью-йоркская школы, основные представители которых выстрелили в то время, заложили фундамент стиля, и дэт-метал сцены начали зарождаться в других странах. Одной из мощнейших быстро оказалась шведская школа, её главные представители - Entombed, Grave, Unleashed, Dismember. В Нидерландах, помимо Pestilence, заявили о себе Asphyx; в Британии - Bolt Thrower. Некоторые исполнители добились серьёзного коммерческого успеха.
Однако не везде успех дэта вызывал желание присоединиться к движухе. В начале 90-х в Норвегии зародилась так называемая вторая волна блэк-метала, которая придала блэку финальные очертания и манифестировала о стиле на весь мир. Да, такие норвежские группы, как Mayhem и Darkthrone, существовали ещё в 80-х, и тогда они имели непосредственное отношение к дэт-металу (а это далеко не единственный случай, когда норвежские блэкеры имели дэт-металический бэкграунд), но вскоре всё переменилось. В 88-м году к Mayhem присоединился новый вокалист, Дэд из Morbid, и он направил концепцию группы в более мрачное русло, после чего изменился и стиль коллектива. За Mayhem пошёл целый ряд земляков: Thorns, Darkthrone, Burzum, Immortal, Emperor, Enslaved, Hades, Satyricon и многие другие.
Одной из основных идей норвежской сцены блэка было противопоставление себя трендовому дэт-металу 90-х, возрождение традиций более раннего экстремального метала, в духе Hellhammer, Bathory и т.п. Так блэк и дэт в начале 90-х оказались уже не просто окончательно отделены друг от друга, но и в некотором роде противопоставлены друг другу. Притом блэк больше оставался в андеграунде за счёт особенностей продакшена. Главную роль в популяризации блэка сыграла криминальная деятельность норвежских исполнителей начала 90-х. Поджоги церквей, убийство Евронимуса из Mayhem, совершённое в августе 93-го Варгом из Burzum - именно так блэк-метал ворвался в массовую культуру. Подробно про развитие блэка в 90-х я рассказывал ранее.
Вот только критика дэт-метала норвежскими блэкерами не помешала дальнейшему взаимодействию направлений. После завершения процесса формирования блэка с дэтом, для описания их смеси в обиход журналистов и слушателей вошёл новый термин - blackened death metal. Также микс направлений принято называть black/death metal или death/black metal, ставя на первое место превалирующий компонент.
Бразильская сцена во главе с Sarcófago сыграла важную роль в формировании блэкодэта. Дебютник Sarcófago, «I.N.R.I.» (1987), стал прообразом такой разновидности блэкодэта, как «war metal». Звучание последнего доведено до ума в начале 90-х группами, типа Blasphemy и Beherit. Подробнее про war metal и его историю я рассказывал в прошлом. Однако Sarcófago пошли дальше. Одним из первых альбомов, на котором блэк и дэт соединились не в своих первородных, а в окончательных формах, стал второй полноформатник бразильцев - «The Laws of Scourge» (1991). Некоторые слушатели называют его первым полноправным блэк-/дэт-метал альбомом, не связывая сей стиль с «неделимым» экстремальным металом 80-х, типа Celtic Frost, Morbid и даже ранних Sarcófago.
В Швеции 90-х блэк тоже активно смешивался с дэтом, притом в более мелодичной форме, чем у представителей war metal сцены, бразильцев и всяких мракобесов из 80-х. Ранние At The Gates и Dissection считаются одними из первых групп, смешавших мелодик-дэт с блэком, и у них огромное количество последователей. А Marduk, например, начинали с дэт-/блэк-метала, в результате обосновавшись в сфере последнего.
Как можно заметить, блэкодэт в разных формах существовал и в 80-х, и в 90-х, но тогда он ещё не достиг пика популярности. Если в начале 90-х королём экстрим-метала являлся дэт, то с 93-го блэк перехватил инициативу, оказавшись более провокационным с идеологической стороны и более предрасположенным к скрещиванию с другими стилями, от готик-рока до эмбиента. А вот помесь блэка с дэтом вышла на существенный уровень популярности лишь под занавес декады.
В 90-х заявили о себе такие формации, как Profanatica, Mystifier, Demonic Christ, Necrophobic, God Dethroned, Belphegor, Eminenz и другие, но настоящую популярность блэкодэту в конце десятилетия принесли Behemoth. Оная польская группа начинала с классического блэка, но заполучила больше востребованности благодаря альбомам «Pandemonic Incantations» (1998) и «Satanica» (1999), где она сделала уклон в сторону дэта. В 2000-х Behemoth добились статуса одной из популярнейших экстремальных групп всех времён и народов.
В новом тысячелетии многие принялись смешивать блэк с дэтом различными способами. Среди прочих: Akercocke, Zyklon, Infernal War, Azarath, Necros Christos. Со временем появились новые тренды. Набрал обороты дэт-метал в особенно мрачной и хаотической форме, с обилием диссонансов и влиянием блэка. Основополагающими для оного звучания стали Portal. Концентрированно мрачный образец дэт-/блэк-метала найдёт развитие благодаря Mitochondrion, Grave Miasma, Teitanblood, Pseudogod и ряду последователей. Параллельно произошёл расцвет war metal сцены, чему способствовали такие исполнители, как Archgoat, Revenge и Diocletian.
Постепенно заполучил востребованность диссонансный блэк. Влияние на его становление оказал альбом «Obscura» (1998) в исполнении техникал-дэт-метал группы Gorguts. С блэковой колокольни «диссонанщину» преподнесли Deathspell Omega и Blut Aus Nord, показав пример огромному количеству формаций. Диссонансный блэк - один из главных трендов современной экстремальной музыки, и некоторые исполнители добавляют сему звучанию больше элементов дэт-метала. Последним характеризуется творчество таких формаций, как Leviathan, Imperial Triumphant, Suffering Hour.
Встречаются блэкодэт-группы, которые практически не имеют аналогов, хотя у них есть определённые сходства с описанными выше образцами звучания. Здесь необходимо отметить Rhinocervs, The Ruins of Beverast, Bølzer, Esoctrilihum и даже Celtic Frost, который в 80-х играл нечто пограничное между прото-блэком и прото-дэтом, а в 2000-х представил смесь стилей в соответствующей времени форме. Работу позднего Celtic Frost продолжил Triptykon.
Таким образом, блэк- и дэт-метал перекликаются с момента своего зарождения. За все годы существования экстремального метала появлялось множество образцов звучания на стыке этих стилей. Сегодня помесь блэка с дэтом со всеми своими разновидностями является одним из наиболее интересных слушателю типов экстремальной музыки.
#black metal #death metal #thrash metal #extreme metal #метал музыка #рок #музыка #обзоры