Найти в Дзене
Политолог Бобров

Война и международное право


Прочитал интересную статью коллеги,
Марка Ананченкова, об увеличении военных расходов ведущими мировыми странами. Название статьи - Марк Ананченков: "Торговцы смертью: деньги на войну или деньги на ветер?". Особенно хотел бы обратить внимание на вывод, к которому приходит автор - "Данные SIPRIговорят о наличии общемировой тенденции к увеличению военных расходов. Динамика роста военных затрат блока НАТО диктует другим странам необходимость увеличивать свои траты на вооружение в целях безопасности. Помощь, оказываемая Украине, с 24 февраля по 7 июня уже составила $36,6 млрд, превысив бюджет многих европейских стран, обличая весь цинизм западных политиков".

Очевидным образом приходится говорить о том, что современный цивилизованный мир не очень-то отличается в сущности от других исторических периодов развития человечества. "War... war never changes". Военно-политическое давление и ведение боевых действий остаётся одним из инструментов мировой политики.

Сегодня, в продолжении предыдущих постов, хотел бы поговорить о некоторых аспектах международного права, касающихся ведения боевых действий.

Jus ad bellum - право войны. Устаревшая и уже недействующая норма международного права, но тем не менее крайне интересная для рассмотрения вопроса в ретроспективе. Ранее война рассматривалась как неотъемлемый инструмент политики и важнейшее право монархов, а позже и национальных государств. Как специфический регулятор международных отношений право войны накладывало на субъекта определённые ограничения. Так, война должна была начинаться ради достижения "справедливой цели" и только в крайнем случае.
В 1928 г. Пакт Бриана — Келлога запретил ведение войны, как инструмент политики и, тем самым, фактически отменил Jus ad bellum, как норму права. Именно поэтому после Второй мировой войны большинство цивилизованных государств не начинает войны, а проводит различные операции и операции такие как, например, военная операция в Ираке или гуманитарная интервенция в Ливии. Гуманитарная интервенция - звучит?

Casus belli - формальный повод для объявления войны. Смысл данной нормы права заключается в том, что в ответ на определённые агрессивные действия одного субъекта международных отношений у другого появляется право потребовать прекращения таких действий, а в случае неисполнения таких требований возникает право на объявление войны.

Casus foederis - право на коллективную самооборону, или исполнение обязательств в рамках союзнического договора.

Несмотря на то, что право войны были упразднено, Casus belli и Casus foederis находят своё отражение в ряде статей устава Организации Объединённых Наций. Так, например, в статье 42 устава ООН говорится о применении сил государств членов ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Статья 51 Устава ООН сохраняет право на индивидуальную и коллективную самооборону.
Очевидным образом, Россия при начале специальной военной операции на Донбассе действовала исходя из норм международного права об индивидуальной и коллективной самообороне, в т. ч. для защиты союзных Донецкой и Луганской народной республик. Россия в установленном порядке заблаговременно выдвинула требования к Украине о прекращении ведения боевых действий на территории независимых народных республик и после не исполнения этих требований реализовала Casus foederis.

Правила и обычаи войны - устанавливают определённые права и обязанности сторон конфликта в отношении применения определённых видов вооружений, а также в отношении мирного населения и жертв конфликта. Так, действуют принципы разделения участников конфликта на комбатантов и некомбатантов с разницей в правах. Комбатанты, то-есть непосредственно участвующие в боевых действиях, имеют право на статус военнопленного, к примеру. Однако, наёмники в соответствии с правилами и обычаями войны не имеют права считаться комбатантами и не имеют права на статус военнопленного, но к ним всё равно необходимо относиться гуманно. Вполне понятна, в соответствии с международным правом, ситуация с судом над наёмниками, приговорёнными в ДНР к смертной казни. Юридически они выступают в качестве обычных преступников, совершивших ряд особо тяжких преступлений против общества.

Среди правил и обычаев войны существуют и другие принципы. Например, соразмерность применения силы. Именно поэтому Россия пока не наносит удары по центрам принятия решений и не использует весь военный потенциал. Однако, украинская сторона, нанося удары по Белгороду, мирным кварталам Донецка и многим другим мирным объектам, даёт весомый повод для реализации принципа соразмерности применения силы.

В завершении хотелось бы отметить, что Североатлантический альянс ни в коем случае не будет принимать участие в "защите" Украины, т.к. это вполне может стать Casus belli. Это конечно в том случае, если запад не решится де-факто объявить войну России, но как мы понимаем такой нормы в международном праве для запада не найдется.

Фото: Гуманитарная операция в Ливии (2011)
P. S. Найдите на фото символы привнесения демократии и западных ценностей