Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые крутые черные комедии за последние годы (часть 3)

Оглавление

На этот раз фестивальный черный юмор из Европы. Новая сатирическая работа Питера Стриклэнда и ностальгический синефильский фильм про окончание эпохи видеопрокатов.

«Извержение вкуса»: закуски по музыку

Фильм британца Питера Стриклэнда («Маленькое красное платье») участвовал в Берлинском фестивале, где немало кино с соцсатирой и арт-хоррором. На этот раз автор проходится по миру изысканного арта и кулинарных шоу. Юмор в том, что ценители современного искусства часто невысокого мнения о любителях передач про еду, и наоборот.

Кадр из к/ф «Извержение вкуса».
Кадр из к/ф «Извержение вкуса».

Коллектив артистов устраивает шоу с едой (т. н. акустическая кулинария). Для шлифовки мастерства они репетируют в кулинарном институте под руководством режиссера и наблюдением репортера, страдающего от диареи. Которая в процессе подведет творцов к новым художественным находкам, обоснованным с изящными выкладками о «звуковом перформативном потенциале желудка».

В 2008 году я был на шоу модного европейского артиста Aroma Jockey ODO7, который под музыку с помощью кучи вентиляторов и пипеток с эфирными маслами запускал в зал различные запахи.

Не очень ценю гламур, но это было хорошее и приятное развлечение. Гораздо более приятное, чем в фильме, где все выглядит перверсивно (причем, как и в «Красном платье» иногда извращенность кажется зрителю даже большей, чем по факту) и довольно мерзко.

Кадр из к/ф «Извержение вкуса».
Кадр из к/ф «Извержение вкуса».

Хотя и это не ново, режиссер еще в 1996 году собрал группу Sonic Catering Band, устраивающую нойз-эксперименты с готовкой еды.

Герои фильма используют другие миксы – из еды и напитков. Один ставит музыку, другой снимает прямо со сковороды или миксера звуки готовки. Да еще голая обмазанная томатной пастой артистка устраивает танец еды. А потом в ход идет шоу с публичной гастроскопией.

Кроме уже упомянутого кино остебывает избыточный феминизм, идущий в рамках повесточки воинов социальной справедливости. Главный SJW тут руководитель труппы Элль ди Элль (Фатма Мохамед, «Маленькое красное платье»). Также в ее труппе Билли (Эйса Баттерфилд) и Ламина (Ариана Лабед, «Лобстер»). Актеры собрались интересные, и шоу изысканное.

Кадр из к/ф «Извержение вкуса».
Кадр из к/ф «Извержение вкуса».

Артисты шлифуют идеологию, рассуждая о книге «10 кухонных заповедей Эдны Мэй» с критикой мужчин, «убеждавших целое поколение, что место женщины на кухне»; терпят атаки экстремальных акционистов «Мангровые закуски»; устраивают оргии и дают интервью о том, как пришли в такой вот шоу-бизнес и пытаются выйти из-под контроля хозяйки института, которая вносит в шоу-программу навязчивые поправки...

Еще есть доктор, не очень профессионально изучающий диарею журналиста. В общем, занятия героев неплохо иллюстрируют тезисы Эриха Фромма о человеческой непродуктивности, да еще и перекликаются с рядом фильмов 70-х о капиталистической «большой жратве».

В «Маленьком красном платье» Стриклэнд опирался на мистическое джалло Дарио Ардженто. А теперь обратился к некроманской эстетике Питера Гринуэя с его страстью к каталогизации, девиациям и кулинарии.

«Видеоман»: грезы о джалло и Саманте Фокс

Экс-владелец одного из крупнейших в Швеции видеопроката Энио Медена держит в подвале изысканную подборку кино на VHS-кассетах, на основе которой мечтает открыть магазин для ностальгирующих по эпохе видеомагнитофонов.

Кадр из к/ф «Видеоман».
Кадр из к/ф «Видеоман».

Судьба сводит видеомана с Симоной, застрявшей в 80-х, которая продает ему редкую кассету «Зомби» (так в Италии назвали Dawn of the Dead в версии Дарио Ардженто, который сопродюсировал фильм Ромеро и помогал писать сценарий).

Вскоре с Энио связывается видеофанатка Безликая, о которой ходят мрачные городские легенды. Ей нужна эта кассета. Далее вокруг «Зомби» происходят странные детективные события, стилизованные под джалло.

Фильм наполнен киноманскими диалогами, спорами о том, снималась ли шведская актриса Ева Аулин в джалло, почему Лучио Фульчи круче Ардженто, и с какого расстояния правильно смотреть фильм:

Кадр из к/ф «Видеоман».
Кадр из к/ф «Видеоман».

«Если экран 1,5 метра, должно быть расстояние четыре метра до экрана, чтобы увидеть всю картинку. Иначе будешь метаться по экрану как колибри. У тебя три метра до экрана, ты видишь 70%, это деньги на ветер!»

Герои смотрят фильмы типа Modell Morden, «Слишком красивые, чтобы умереть 2» Дарио Ди Пиана и прочее забытое джалло, вспоминают «Большая жратва» и «Диллинджер мертв» Марко Феррери, внезапно на экране появляется Саманта Фокс, для которой режиссер Кристиан А. Сёдерстрём по ходу работы над фильмом снял видеоклип Hot Boy.

Одна из лучших комедий про гиков. Стареющие гики зрелище слегка печальное, но когда речь идет о любителях слешеров, джалло и прочей трешатины из 70-х и 80-х, в особом сочувствии они не нуждаются. К тому же это не целиком комедия, тут есть место сентиментальности и ностальгии по эпохе кассет. И баланс всего этого хорош.

Кадр из к/ф «Видеоман».
Кадр из к/ф «Видеоман».

Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!