6 июля 1809 года погиб легендарный наполеоновский кавалерийский генерал граф Антуан Шарль Луи де Ласалль, один из героев рассказа Э. По «Колодец и маятник».
Блестящий кавалерист, храбрый, решительный, любимец солдат, всегда заботившийся о своих подчиненных. «Рыцарь без страха и упрека». Так когда-то говорили о бесстрашном Баярде. Ласалля вполне можно назвать его наследником, тем паче, что он тоже происходил из бедного дворянского рода...
Вся жизнь Ласалля – это война. Сначала революционные войны, затем Итальянский поход Бонапарта. Наполеон впоследствии говорил: «Битву при Риволи выиграли: Массена, Жубер, Ласалль и я».
Потом была Египетская экспедиция, сражение при Пирамидах («Солдаты!.. сорок веков смотрят на вас!»). А потом начались бесконечные европейские кампании против различных антинаполеоновских коалиций. В них Ласалль действовал с неизменной храбростью и распорядительностью. В письме к жене он писал: «Мое сердце — для тебя, моя кровь — для императора, а моя жизнь — для чести». А еще Ласаллю принадлежит крылатая фраза: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!». Сам он был убит в 1809 году во время австрийской кампании в знаменитом сражении при Ваграме. Ему было чуть больше 30-ти. Получается, что сам себе напророчил…
А за год до этого Ласалль воевал в Испании, брал в 1808 году со своими солдатами город Толедо. Этот момент Эдгар По упоминает в одном из самых известных своих рассказов «Колодец и маятник». Кратко напомню. В Толедо инквизиция вынесла смертный приговор герою произведения. Ни его имя, ни его преступление не названы. Но почти наверняка можно сказать, что он – безвинная жертва. К его удивлению, вместо аутодафе он оказался в темнице. Посредине камеры вырыт колодец, в который узник не упал лишь чудом. Следующее испытание: инквизиторы связывают героя и оставляют в одиночестве. Скоро он замечает над собой огромный маятник с прикрепленным к нему острым серпом, который постепенно опускается. В темницу прибегают полчища крыс, привлеченные запахом мяса, принесенного тюремщиками в качестве вовсе не еды, а дополнительной пытки для героя. Того мучает жажда, но воду ему специально не дают. Крысы частично перегрызают путы узника, и ему удается освободиться. Но инквизиторы хорошо знают свое дело: стены камеры накаляются и начинают сжиматься, подталкивая героя к колодцу. Избавление приходит в последний миг. «Кто-то схватил меня за руку, когда я, теряя сознанье, уже падал в пропасть. То был генерал Ласалль. Французские войска вступили в Толедо. Инквизиция была во власти своих врагов».
Человеку силой навязывают смертельные правила игры, но благодаря мужеству, смекалке и везению он выходит победителем из борьбы с бездушной машиной инквизиции. Жажда жизни побеждает! Но, конечно, таких везунчиков в игре со смертью всегда гораздо меньше, чем проигравших...
И хотя Ласалль в рассказе Эдгара По реальное лицо, описываемые события – чистейшая выдумка. К тому времени испанская инквизиция уже утратила свою главенствующую роль на суд и расправу. Но тем не менее…
Как вспоминал очевидец, после взятия Толедо Ласалль посетил дворец инквизиции. Многочисленные инструменты пыток поразили воображение не раз видавших смерть французских солдат. А один из них был в своем роде верхом садистски-изощренной фантазии палачей. В подземном зале в нише стояла статуя, изображавшая деву Марию. На голове у нее был позолоченный нимб, а в правой руке — знамя. С плеч ниспадали складки шелкового одеяния, под ними была видна кираса. При ближайшем рассмотрении можно было обнаружить, что вся передняя часть фигуры была утыкана шипами. Ее руки имели шарниры и их движение обеспечивалось специальным механизмом. Одному из слуг инквизиции было приказано показать статую в действии. Дева медленно раскрыла объятия, будто бы собиралась нежно прижать кого-нибудь к груди. Вместо человека ей подсунули до отказа набитый ранец гренадера. Статуя сильно прижала его к груди, и когда по приказу генерала слуга разомкнул ее руки, все увидели, что шипы прокололи ранец на глубину нескольких дюймов, и тот так и остался висеть на груди «железной девы» из Толедо.
В общем, если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах на будущее.