Найти тему
Omi Hal

Ищущий, да обрящет

Добрый день друзья! Речь пойдёт об острове Шпицберген и Норвегии. Первые следы человека на острове относят ранее XII века и следы эти принадлежат поморам. У русских поморов архипелаг обозначался как «Святая Земля» или Грумант. Однако, официальное открытие приписывают голландцу Виллему Баренцу, который первым сделал «бесспорное» открытие Шпицбергена в 1596 году. Но вы же все знаете, что не суть, кто первый открыл, важно первым задокументировать открытие.

О. Шпицберген
О. Шпицберген

Сегодня Шпицберген является территорией Норвегии. При этом, страны, официально имеющие отношение к Заполярью, имеют право иметь на острове свой экспедиционный корпус. Обязательным условием является ведение хозяйственной деятельности. Так РФ, кроме научной деятельности, занимается добычей заполярного угля. России этот уголь и не нужен, но условия надо выполнять.

Российские грузы доставляются на Шпицберген из Мурманска в город Тромсё грузовиками через единственный КПП «Стурскуг» на границе России и Норвегии. На острова грузы доставляет единственное грузовое судно Bring, которое регулярно ходит на Шпицберген и отправляется на архипелаг каждые десять дней. В Баренцбурге живут около 500 человек, включая вахтовиков-шахтеров, работающих на угольных шахтах российского треста «Арктикуголь».

Порт Тромсё (Норвегия)
Порт Тромсё (Норвегия)

Этот год идёт под лозунгом «Ату его!» со стороны Запада в отношении России. Вот и Норвегия решила поискать острых ощущений. На севере навигация короткая и надо успеть завезти всё для корпуса на весь длинный год: продукты, горючее, запчасти для техники и т.д. Норвегия под предлогом санкций ЕС на таможне не пропустила большую часть российских грузов. Это значит, что либо формировать новый груз и более длинным путём доставлять на Шпицберген, либо сокращать корпус и прикрывать хозяйственную деятельность (лишаться права нахождения на острове). Грузы идут не для коммерческой реализации, а значит запрет надуман. Надо сказать, что Россию уже давно хотят выжать с острова в связи с экспансией на Заполярье НАТО.

Россия подняла вопрос о денонсации договора с Норвегией о передаче ей в пользование 175 квадратных километров акватории Баренцева моря. Очень солидная территория и главное, близко от родных берегов – сейнеры ловят, быстренько разгружаются и уходят опять в море. Для Норвегии рыбный промысел это и наполнение собственного рынка и большая доля экспорта.

Самые популярные виды рыбы в Баренцевом море — треска, сельдь, зубатка, морской окунь, палтус, камбала, пикша, налим и ряд других. Ассортимент весьма широкий и ходовой.

Ох, как это не понравилось норвежцам! Аж на уровне правительства было сделано заявление, что такие договора денонсировать нельзя! Обычно они подписываются без срока. Обратите внимание на слово «обычно». В договоре нет срока действия, а следовательно, отказ от продления действия договора целиком и полностью на усмотрении стороны, которая предоставила свою территорию в пользование.

ВМФ РФ (Баренцево море)
ВМФ РФ (Баренцево море)

Вернёмся к договору о Шпицбергене. Там тоже в международном договоре нет сроков. Так что «бессрочно» на «бессрочно», а «обычно» – сорное словечко, не несущее никакой смысловой нагрузки. В данном конкретном случае Норвегия теряет намного больше: сейнерам придётся уходить не пойми куда в моря-океаны, а потом тащить улов домой (малорентабельно, вырастет себестоимость улова, а тут ещё и недостаток энергоресурсов). Посмотрим, как Норвегия будет решать вопрос. С Россией выгодней дружить и строить взаимовыгодные хозяйственные отношения. Могут не сомневаться, наш военно-морской флот сможет защитить интересы страны и отбить охоту нарушать границы нашей экономической зоны (японцы уже это поняли).