Добрый день друзья! Речь пойдёт об острове Шпицберген и Норвегии. Первые следы человека на острове относят ранее XII века и следы эти принадлежат поморам. У русских поморов архипелаг обозначался как «Святая Земля» или Грумант. Однако, официальное открытие приписывают голландцу Виллему Баренцу, который первым сделал «бесспорное» открытие Шпицбергена в 1596 году. Но вы же все знаете, что не суть, кто первый открыл, важно первым задокументировать открытие.
Сегодня Шпицберген является территорией Норвегии. При этом, страны, официально имеющие отношение к Заполярью, имеют право иметь на острове свой экспедиционный корпус. Обязательным условием является ведение хозяйственной деятельности. Так РФ, кроме научной деятельности, занимается добычей заполярного угля. России этот уголь и не нужен, но условия надо выполнять.
Российские грузы доставляются на Шпицберген из Мурманска в город Тромсё грузовиками через единственный КПП «Стурскуг» на границе России и Норвегии. На острова грузы доставляет единственное грузовое судно Bring, которое регулярно ходит на Шпицберген и отправляется на архипелаг каждые десять дней. В Баренцбурге живут около 500 человек, включая вахтовиков-шахтеров, работающих на угольных шахтах российского треста «Арктикуголь».
Этот год идёт под лозунгом «Ату его!» со стороны Запада в отношении России. Вот и Норвегия решила поискать острых ощущений. На севере навигация короткая и надо успеть завезти всё для корпуса на весь длинный год: продукты, горючее, запчасти для техники и т.д. Норвегия под предлогом санкций ЕС на таможне не пропустила большую часть российских грузов. Это значит, что либо формировать новый груз и более длинным путём доставлять на Шпицберген, либо сокращать корпус и прикрывать хозяйственную деятельность (лишаться права нахождения на острове). Грузы идут не для коммерческой реализации, а значит запрет надуман. Надо сказать, что Россию уже давно хотят выжать с острова в связи с экспансией на Заполярье НАТО.
Россия подняла вопрос о денонсации договора с Норвегией о передаче ей в пользование 175 квадратных километров акватории Баренцева моря. Очень солидная территория и главное, близко от родных берегов – сейнеры ловят, быстренько разгружаются и уходят опять в море. Для Норвегии рыбный промысел это и наполнение собственного рынка и большая доля экспорта.
Самые популярные виды рыбы в Баренцевом море — треска, сельдь, зубатка, морской окунь, палтус, камбала, пикша, налим и ряд других. Ассортимент весьма широкий и ходовой.
Ох, как это не понравилось норвежцам! Аж на уровне правительства было сделано заявление, что такие договора денонсировать нельзя! Обычно они подписываются без срока. Обратите внимание на слово «обычно». В договоре нет срока действия, а следовательно, отказ от продления действия договора целиком и полностью на усмотрении стороны, которая предоставила свою территорию в пользование.
Вернёмся к договору о Шпицбергене. Там тоже в международном договоре нет сроков. Так что «бессрочно» на «бессрочно», а «обычно» – сорное словечко, не несущее никакой смысловой нагрузки. В данном конкретном случае Норвегия теряет намного больше: сейнерам придётся уходить не пойми куда в моря-океаны, а потом тащить улов домой (малорентабельно, вырастет себестоимость улова, а тут ещё и недостаток энергоресурсов). Посмотрим, как Норвегия будет решать вопрос. С Россией выгодней дружить и строить взаимовыгодные хозяйственные отношения. Могут не сомневаться, наш военно-морской флот сможет защитить интересы страны и отбить охоту нарушать границы нашей экономической зоны (японцы уже это поняли).