Краткая весточка от меломана Всея Руси, брата Алексея Забугорца. Он нас радует летним настроем, и его музыкальные воспоминания как прям на сердце бальзам!
Всем привет! Сегодня будут остатки из 89 и так, того-сего по мелочи. В общем - "сумбур вместо музыки". Для начала - не совсем приличный, но жизненный анекдот времен застоя. Вопрос армянскому радио: "Чем комсомольцы 30-х годов отличаются от комсомольцев 80-х?" Ответ: "Ростом. Тем всё было по плечу, а нынешним всё по..." по пояс, так скажем. Или даже чуть ниже. К английским панкам это тоже относится в полной мере.
Если Sex Pistols прокричали прямо в лицо буржуазному истеблишменту, что будущего нет, и всё здесь прогнило (и вообще - достали!), то пост-панкам 80-х было уже по... пояс. Революция закончилась - забудьте.
Надо как-то устраиваться по жизни, денежку зарабатывать. Непричесанный, злобный, циничный панк-рок облагородился, окультурился и плавно врос в шоу-бизнес, обретя приставки поп- или софт-, или что-то подобное. Декоративные булавки, разноцветные ирокезы - модно, стильно, молодёжно! Нет, какие-то очаги сопротивления оставались, Dead Kennedys, например, партизанили, The Exploited ни в какую не шли на сотрудничество с властями, еще пару-тройку идейных и непримиримых можно вспомнить, но былого размаха уже не было. Да оно может и к лучшему - энергия молодости, задор, веселая злость панк-рока остались, а саморазрушение и тотальный нигилизм ушли. Революция, говорите? "Baby, I Don't Care" - детка, мне плевать. С этого и начнем - Transvision Vamp, Baby I Don't Care.
Ну, тут я сразу с козырей зашёл, ибо приведенная выше песенка - их главный хит за всю карьеру, взят из альбома Velveteen (1989). Чтобы даже те, кто не в теме, сразу поняли о ком речь - в те поры эту песню слышали, наверное, все. В тексте нет никакой политики, она про любовь, это я так - просто к слову пришлось. Итак - Transvision Vamp, Великобритания. Команда была сформирована в 1986 году, первоначальный состав группы состоял из Венди Джеймс, Ника Сэйера, Дейва Парсонса (бас), Текса Аксила (клавишные) и Пола Бертона (ударные). Парсонс и Аксил до прихода в группу играли в разных панк-группах, отсюда такой драйв и саунд. Однако главный секрет успеха группы - это озорная красавица Венди, её улетный, звонкий вокал - харизма, словом! Стиль их музыки охарактеризовать не берусь - поп-панк, может софт-панк, где-то про них пишут "поп-рок", а разок встретилось даже слово "альтернатива".
Да и какая разница, собственно? Цитируя их гениального земляка, Вильяма нашего Шекспира, можно сказать: "Что в имени тебе моём? Ведь роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет". Удручает меня, что любители строгой классификации зачастую привносят нервозность и раздувают пустопорожние баталии - "это не рок!", "это не трэш!", "это не синтипоп!", и т.д. Мне кажется, за этими перепалками теряется главное - музыка. Кто вообще эти ярлыки придумывает? Уж не музыканты, точно. Даже "Пистолзы" себя панками не считали, если уж на то пошло. Так что в каком стиле играют Transvision Vamp - поп-панк, поп-рок, а может пост-панк - Baby, I Don't Care. Мне их музыка нравилась (и по сей день нравится), и этого достаточно. Зацепил их драйв, их задор - и да, их солистка, очаровательная Венди Джеймс, подкупающая своей какой-то подростковой непосредственностью. "Скажите, чтоб та девчонка заткнулась" - нет-нет, это не к ней, это так их песенка называется, Tell That Girl To Shut Up, с их дебютного альбома Pop Art (1988). А Венди пусть споёт - слушаем!
Третий и последний альбом группы, Little Magnets Versus the Bubble of Babble(1991) что-то не задался. Тут и трения с лейблом, которому не понравился новый саунд группы, роль свою сыграли, и личные амбиции Венди Джеймс, которая решила попробовать себя в сочинительстве, да и время другое настало... Наверное. А может, все гораздо проще - они, ничтоже сумняшеся, отказались от услуг своего продюсера, Зевса Б. Хельда (Zeus B. Held). Мол, спасибо, маэстро, дальше мы сами справимся. А зря. Хороший продюсер, он ведь как тот царь Мидас, способен обратить в золото всё, чего касается. В конце концов, именно сотрудничая с Зевсом Б. Хельдом, ребята записали два блестящих альбома, прославивших их на весь мир. Но так или иначе - в 1992 группа распалась, Венди Джеймс начала сольную карьеру, и это всё, что хотел рассказать о Transvision Vamp на сегодня.
А мы продолжаем разговор. Для начала - чуть подробнее о Зевсе Б. Хельде, раз уж зашла о нем речь. Очень разносторонний человек, музыкант и продюсер. Родился 24 августа 1950 года в ФРГ, настоящее имя Бернд Хельд. Начинал в 70-х как музыкант, экспериментировал с электронной музыкой, добиваясь сочетания тевтонской мощи звука с приятным для слуха мелодизмом. Но не только - в других жанрах тоже себя пробовал. Среди его подопечных были Удо Линденберг, Dead or Alive, Die Krupps, Нина Хаген, и многие другие артисты. Даже к Rockets причастен. Композицию "On the Road Again" помните? Вокодер - " электронный голос" - это его работа. Но это так, к слову, к Зевсу-громовержцу мы еще вернемся, а я вообще-то про панк-рок и то, что из него выросло. Вот вам другой случай.
Для начала вернёмся в 1977, в самое начало панк-движухи, и перенесемся через Атлантику, в сытую и благополучную Канаду. Скандальный успех Sex Pistols оказался заразительным - и некий молодой человек, с типичным канадским именем Иван Дорощук, решил сколотить панк-рок банду. Дабы встряхнуть это разжиревшее общество потребления, дать жару, короче! Сказано - сделано, и на свет появилась панк-рок группа Men Without Hats. Однако чуть погодя мистер Дорощук с грустью понял, что бунтовать в этом сонном царстве, баламутить добропорядочных канадских обывателей как-то... бесперспективно. И выглядит глупо, и денег на этом не заработаешь - а хотелось бы. И вот он разгоняет первоначальный состав, набирает новых участников - и вуаля! Новая группа со старым названием играет "новую волну" - прошу прощения за тавтологию. В 1982 году Men Without Hats выпускают свой дебютный альбом с трогательным названием "Ритмы юности" - Rhythm of Youth (1982). Не могу, аж на слезу пробивает, название такое приятное... ностальгическое прямо. Идеально подошло бы для городского смотра-конкурса художественной самодеятельности в г. Воткинске в том самом 1982 году. "Ритмы юности - 82" Звучит! А вы говорите - "панки". Впрочем, я отвлекся. Вскоре песня The Safety Dance из этого альбома стала хитом в Канаде, потом в США, а чуть погодя и в Европе. Врать не буду, в те поры я их не слышал, поэтому поверю на слово - хит, значит хит, а мы движемся дальше. Воодушевленные успехом, парни начинают ковать железо, пока горячо - ан не тут-то было! Второй альбом проваливается. Один известный музыкант сказал в интервью, что создать шлягер может любой человек, обладающий минимальным музыкальным слухом и владеющий нотной грамотой. В порыве вдохновения и при благоприятном стечении обстоятельств. А вот написать следом второй и третий - это уже не каждому дано, тут талант нужен, дар божий. Тогда Иван Дорощук со товарищи делают правильный шаг - обращаются за помощью к хорошему продюсеру, как вы, наверное, догадались - Зевсу Б. Хельду, тому самому. И вот в сотрудничестве с прославленным импресарио они записывают свой самый удачный альбом за всю карьеру - Pop Goes the World (1987), получивший в Канаде статус платинового. Одноименный сингл попал в чарты по всему миру, в канаде поднимался до второго места, а в Австрии - возглавлял хит-парад. Вот тут я в теме - и клип тот помню, был у нас в видеосалоне, и тот альбом, с детской мордашкой на обложке тоже помню. Даже купить хотел, да с продавцом в цене не сошлись. Слушаем - Pop Goes the World.
И вот опять вопрос знатокам стиля - что это? Вот так, вслепую, чисто на слух? Еще "новая волна" или уже "синтипоп"? На одном уважаемом мною ресурсе к этому альбому идут оба ярлычка - "Synthpop" и "New Wave". Лично я - за "волну". Тем более, что на альбоме есть вещи вполне себе гитарные, "рокенрольные", в духе добротного пост-панка.
На этом прощаться буду. "А чего сказать-то он хотел?" - спросит озадаченный читатель, дочитавший до конца сей опус. Да ничего особенного и не хотел. Просто музыка вспомнилась... и потом - часто слышать приходится, что панк-рок был временным явлением, ушел, и ничего хорошего после себя не оставил. Отнюдь, феерическая "новая волна" - это его наследие. И всё в популярной музыке взаимосвязано, и поостерегся бы я резать её на куски и устанавливать границы. А напоследок - образчик раннего сольного творчества Zeus B. Held. Его альбом Europium (1979). Композиция Held It. Оцените саунд, вслушайтесь в этот ритм - это звучание 70-х, когда все только начиналось и электронная музыка была штучным товаром.
Всё, ушел.
Искренне ваш - Забугорец