Привет, друзья!
Перед вами руины завода Красный треугольник. Прямо в самом центре Санкт-Петербурга с легкостью можно увидеть вот такое вот зрелище.
Это все, что осталось от одного из самый больших заводов в Петербурге.
А ведь это не просто завод. Это памятник промышленной архитектуры в Санкт-Петербурге. Когда-то здесь было более чем 150 заводских корпусов.
И выглядел когда-то он вот так:
И вот так он выглядит в наше время:
Одно воспоминание от завода. А ведь это был крупнейший завод по производству резиновых изделий.
Все началось с Фердинанта Фердинандовича Краузкопфта, который сумел наладить продажу калош американского производства в Европе. По сути выступал обычным посредником купи-продай. Бизнес был крупным и этот бизнес он получит от отца.
При этом регулярно калоши импортировались так же и в Россию. Если учесть, что мы говорим про середину 19 века, то калоши (а тогда это была прямо новинка) были востребованы везде.
Сам Фердинант Фердинандович регулярно ездил в Россию по рабочим вопросам. И уже с первых своих визитов он оценил масштабы рынка.
Россия - это та страна, где на галошах можно сделать огромнейшее состояние. Сырой климат, слякоть, крестьяне, городские рабочие, обеспеченные слои населения, не желающие портить свою дорогую обувь и так далее...
Куда не посмотри, где не окажись - везде твой клиент. И он решает вложиться в производство в России. Забегая вперед скажу, что он не прогадал.
Уже в 1859 году Фердинант Фердинандович с приятелями - компаньонами учредили в Петербурге «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и открыли «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге» на Обводном канале.
Товарищи покупают участок на Обводном канале, где строится двухэтажный корпус фабрики. А 11 марта 1860 года утверждается Устав. По сути это и есть день рождения фабрики.
И через год происходит настоящий "подарок" для Фердинанта Фердинандовича и других промышленников - отмена крепостного права.
Дешевая рабочая сила хлынула в Петербург лавиной. Производство росло стремительными темпами. Если в первый год на фабрике работало около 180 человек, то уже через 6 лет более 400, а к началу 20-го века более 6000.
С 1888 года на калошах стати ставить логотип компании - треугольник. А в галошах фабрики ходят не только рабочие, и крестьяне, но и члены царской фамилии. Фабрика являлась поставищиком Двора Его Императорского Величества. Но не только калоши, естественно, поставляли.
За 40 лет штат рабочих увеличился практически в 35 (тридцать пять!) раз.
Реклама галош была везде и всюду:
В целом товарищество активно занималось благотворительностью. Фабрика строила для рабочих учебные дома, больницы, открыла кассу взаимопомощи для рабочих. И в отрыве от реалий звучит вроде бы здорово.
Однако, за 40 лет своей деятельности расходы компании на благотворительность по сути даже не превышали одного процента от чистой прибыли.
А сама по себе "касса взаимопомощи" как бы намекает, что в среде рабочих она была востребована. А касса взаимопомощи в первую очередь пополнялась все же за счет отчислений рабочих. Это как вам на работе коллеги дадут в долг до зарплаты беспроцентную ссуду (упрощенно).
В Общество вспоможения бедным спасобочаринского прихода, товарищество ежегодно вносило 1000 рублей. Сумма по тем временам огромная, но так и чистая прибыль общества была к концу 19 века более 4.000.000 рублей в год.
Ну это как мы при зарплате в 40.000 рублей (которая ежегодно увеличивается) ежемесячно будем жертвовать нуждающимся 100 рублей.
С одной стороны конечно лучше, чем вообще ничего, с другой стороны и гордиться-то вроде особо тут нечем (личное мнение).
Кстати, интересны причины появления общества. Из его отчета:
«Вопиющая бедность и нищенство побудили добрых людей составить общество попечения о бедных прихода».
Это о жизни в Петербурге во второй половине 19-го века.
Так что когда мы слышим о том, что какое-то товарищество занималось налево и направо благотворительностью, все же к этому надо подходить очень осторожно и оценивать реальные масштабы помощи нуждающимся.
Я не преувеличу, сказав, что тогда заниматься благотворительностью было модно. И так или иначе ей занимались практически все крупные предприятия. Но делали это совершенно по разному.
К началу 20-го века фабрика выпускала не только калоши. Непромокаемые ткани, шины для появляющегося автотранспорта, материю для оболочки военных дирижаблей и так далее.
Справедливости ради замечу, что к 1915 году чистая прибыль составила почти 12.000.000, и практически миллион был пожертвован на социальные пособия семьям пострадавшим от Первой Мировой (раненым, в госпитали, вдовам и так далее).
После революции и национализации частной собственности в 1918 году бывшим собственникам разрешили "временно управлять предприятием под рабочим контролем".
В 1922 году к названию предприятия добавилось "Красный". С этого момента и до сегодняшних дней мануфактура будет называться "Красный треугольник".
В годы блокады завод не работал. По нему попало порядка 30 бомб и около 1500 снарядов.
После войны была проведена масштабная реконструкция завода и он заработал в полную мощность.
В блокаду завод был похож на то, что я вам показываю сейчас в своих современных цветных фотографиях.
Вот его фотографии в войну:
Однако, как мы видим на фотографиях выше, завод был быстро восстановлен и введен в эксплуатацию.
За выдающиеся трудовые достижения в 1960 году завод награждается орденом Ленина.
Конец истории начался с девяностых.
Развал СССР, приватизация, растаскивание всего и вся, потеря рабочих мест, неграмотное управление...
Да что мне тут рассказывать? Многие из вас помнят эти времена куда лучше меня, т.к. я в то время был подростком, мы ошивались по дворам и переходам, и искали себе приключений на пятую точку. Многие из нашей компании эти приключения искали именно ради того, чтобы как-то помочь родителям, оставшимся в эти времена без средств к существованию.
Никакого чуда не происходило. Даже представляющие историческую ценность предметы были вытащены с завода "под шумок".
Утащили даже водонапорные баки конца 19 века и чугунные лестницы.
А ведь многие из вас сейчас вспомнят свои старые галоши. С треугольником на подошве.
Продукция этого завода была известна на всю страну.
С 2010-х годов чего-то там обсуждается, то реставрация, то снести и построить парк развлечений, то технопарк, то еще что-то, но, пока изменений никаких. Хотя, каждый год делаются какие-то заявления.
Ну, зато когда Ф. Бондарчук снимал фильм про Сталинградскую битву, часть сцен снималась здесь.
Даже с декорациями "заморачиваться" не пришлось.
Такие дела.
Лайк, подписка, до новых встреч!