Найти тему

Завод Красный треугольник и утраченное наследие.

Привет, друзья!

Красный треугольник. Фотография автора.
Красный треугольник. Фотография автора.

Перед вами руины завода Красный треугольник. Прямо в самом центре Санкт-Петербурга с легкостью можно увидеть вот такое вот зрелище.

Это все, что осталось от одного из самый больших заводов в Петербурге.

Красный треугольник. Фотография автора.
Красный треугольник. Фотография автора.

А ведь это не просто завод. Это памятник промышленной архитектуры в Санкт-Петербурге. Когда-то здесь было более чем 150 заводских корпусов.

И выглядел когда-то он вот так:

Красный треугольник в 1950-е года. Работает в полную мощность.
Красный треугольник в 1950-е года. Работает в полную мощность.

И вот так он выглядит в наше время:

Красный треугольник. Фотография автора.
Красный треугольник. Фотография автора.

Одно воспоминание от завода. А ведь это был крупнейший завод по производству резиновых изделий.

Все началось с Фердинанта Фердинандовича Краузкопфта, который сумел наладить продажу калош американского производства в Европе. По сути выступал обычным посредником купи-продай. Бизнес был крупным и этот бизнес он получит от отца.

При этом регулярно калоши импортировались так же и в Россию. Если учесть, что мы говорим про середину 19 века, то калоши (а тогда это была прямо новинка) были востребованы везде.

Сам Фердинант Фердинандович регулярно ездил в Россию по рабочим вопросам. И уже с первых своих визитов он оценил масштабы рынка.

Россия - это та страна, где на галошах можно сделать огромнейшее состояние. Сырой климат, слякоть, крестьяне, городские рабочие, обеспеченные слои населения, не желающие портить свою дорогую обувь и так далее...

Куда не посмотри, где не окажись - везде твой клиент. И он решает вложиться в производство в России. Забегая вперед скажу, что он не прогадал.

Уже в 1859 году Фердинант Фердинандович с приятелями - компаньонами учредили в Петербурге «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и открыли «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге» на Обводном канале.

Акция фабрики. К 1913 году это будет огромнейшая мануфактура, на которой будет трудиться несколько тысяч человек, а производственные мощности составят более 100.000 пар галош в год, не считая других изделий (непромокаемые ткани, игрушки, шины и так далее).
Акция фабрики. К 1913 году это будет огромнейшая мануфактура, на которой будет трудиться несколько тысяч человек, а производственные мощности составят более 100.000 пар галош в год, не считая других изделий (непромокаемые ткани, игрушки, шины и так далее).

Товарищи покупают участок на Обводном канале, где строится двухэтажный корпус фабрики. А 11 марта 1860 года утверждается Устав. По сути это и есть день рождения фабрики.

И через год происходит настоящий "подарок" для Фердинанта Фердинандовича и других промышленников - отмена крепостного права.

Дешевая рабочая сила хлынула в Петербург лавиной. Производство росло стремительными темпами. Если в первый год на фабрике работало около 180 человек, то уже через 6 лет более 400, а к началу 20-го века более 6000.

С 1888 года на калошах стати ставить логотип компании - треугольник. А в галошах фабрики ходят не только рабочие, и крестьяне, но и члены царской фамилии. Фабрика являлась поставищиком Двора Его Императорского Величества. Но не только калоши, естественно, поставляли.

Логотип фабрики. Своеобразный знак качества.
Логотип фабрики. Своеобразный знак качества.

За 40 лет штат рабочих увеличился практически в 35 (тридцать пять!) раз.

Реклама галош была везде и всюду:

Реклама из журнала "Весь Петербург" 1899 год.
Реклама из журнала "Весь Петербург" 1899 год.

В целом товарищество активно занималось благотворительностью. Фабрика строила для рабочих учебные дома, больницы, открыла кассу взаимопомощи для рабочих. И в отрыве от реалий звучит вроде бы здорово.

Однако, за 40 лет своей деятельности расходы компании на благотворительность по сути даже не превышали одного процента от чистой прибыли.

А сама по себе "касса взаимопомощи" как бы намекает, что в среде рабочих она была востребована. А касса взаимопомощи в первую очередь пополнялась все же за счет отчислений рабочих. Это как вам на работе коллеги дадут в долг до зарплаты беспроцентную ссуду (упрощенно).

В Общество вспоможения бедным спасобочаринского прихода, товарищество ежегодно вносило 1000 рублей. Сумма по тем временам огромная, но так и чистая прибыль общества была к концу 19 века более 4.000.000 рублей в год.

Ну это как мы при зарплате в 40.000 рублей (которая ежегодно увеличивается) ежемесячно будем жертвовать нуждающимся 100 рублей.

С одной стороны конечно лучше, чем вообще ничего, с другой стороны и гордиться-то вроде особо тут нечем (личное мнение).

Кстати, интересны причины появления общества. Из его отчета:

«Вопиющая бедность и нищенство побудили добрых людей составить общество попечения о бедных прихода».

Это о жизни в Петербурге во второй половине 19-го века.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

Так что когда мы слышим о том, что какое-то товарищество занималось налево и направо благотворительностью, все же к этому надо подходить очень осторожно и оценивать реальные масштабы помощи нуждающимся.

Я не преувеличу, сказав, что тогда заниматься благотворительностью было модно. И так или иначе ей занимались практически все крупные предприятия. Но делали это совершенно по разному.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

К началу 20-го века фабрика выпускала не только калоши. Непромокаемые ткани, шины для появляющегося автотранспорта, материю для оболочки военных дирижаблей и так далее.

Справедливости ради замечу, что к 1915 году чистая прибыль составила почти 12.000.000, и практически миллион был пожертвован на социальные пособия семьям пострадавшим от Первой Мировой (раненым, в госпитали, вдовам и так далее).

После революции и национализации частной собственности в 1918 году бывшим собственникам разрешили "временно управлять предприятием под рабочим контролем".

В 1922 году к названию предприятия добавилось "Красный". С этого момента и до сегодняшних дней мануфактура будет называться "Красный треугольник".

В годы блокады завод не работал. По нему попало порядка 30 бомб и около 1500 снарядов.

После войны была проведена масштабная реконструкция завода и он заработал в полную мощность.

1947 год. Упаковка товара. Расконсервированный и реконструированный завод набирает мощность. Фотография из интернета.
1947 год. Упаковка товара. Расконсервированный и реконструированный завод набирает мощность. Фотография из интернета.

В блокаду завод был похож на то, что я вам показываю сейчас в своих современных цветных фотографиях.

Вот его фотографии в войну:

Фотография из интернета.
Фотография из интернета.

Однако, как мы видим на фотографиях выше, завод был быстро восстановлен и введен в эксплуатацию.

За выдающиеся трудовые достижения в 1960 году завод награждается орденом Ленина.

Конец истории начался с девяностых.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

Развал СССР, приватизация, растаскивание всего и вся, потеря рабочих мест, неграмотное управление...

Да что мне тут рассказывать? Многие из вас помнят эти времена куда лучше меня, т.к. я в то время был подростком, мы ошивались по дворам и переходам, и искали себе приключений на пятую точку. Многие из нашей компании эти приключения искали именно ради того, чтобы как-то помочь родителям, оставшимся в эти времена без средств к существованию.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

Никакого чуда не происходило. Даже представляющие историческую ценность предметы были вытащены с завода "под шумок".

Утащили даже водонапорные баки конца 19 века и чугунные лестницы.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

А ведь многие из вас сейчас вспомнят свои старые галоши. С треугольником на подошве.

Продукция этого завода была известна на всю страну.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

С 2010-х годов чего-то там обсуждается, то реставрация, то снести и построить парк развлечений, то технопарк, то еще что-то, но, пока изменений никаких. Хотя, каждый год делаются какие-то заявления.

Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.
Красный треугольник. Наши дни. Фотография автора.

Ну, зато когда Ф. Бондарчук снимал фильм про Сталинградскую битву, часть сцен снималась здесь.

Даже с декорациями "заморачиваться" не пришлось.

Такие дела.

Лайк, подписка, до новых встреч!

-17