Сергей Леонидович Марков, безусловно, является одним из самых узнаваемых деятелей белого движения.
Современники отмечали его любовь к боевым действиям: С. Л. Марков прошел Русско-японскую и Первую мировую войны, причем стремился лично принять участие в боевых действиях.
Талантливый преподаватель и штабист в мирное время, в годы войны Марков стремился руководить боевыми действиями на поле боя. Белогвардейцы прозвали его «шпагой генерала Корнилова» и «белым витязем».
Награжденный Георгиевским оружием, обладатель восьми только российских орденов, храбрый генерал-лейтенант С. Л. Марков так и погиб в бою, в июне 1918 года (когда Гражданская война, по существу, ещё только разгоралась).
Имя С. Л. Маркова для белогвардейцев юга России стало легендарным. «Марковцы» — белогвардейцы одной из «цветных частей» (названной в честь «шефа», как и корниловцы, дроздовцы, алексеевцы) — считались одними из лучших бойцов в белом движении.
Часто С. Л. Маркова называют сторонником конституционной монархии. Однако, последние исследования показывают, что Сергей Леонидович к старому строю относился несколько неприязненно, мягко говоря.
Это показал исследователь А. В. Ганин, опубликовав письмо С. Л. Маркова к... Ф. А. Керенскому.
И так, лето 1917 года. Русская армия разваливается стремительными темпами. Уже фактически провалилось последнее наступление российских войск в период Первой мировой войны — «Июньское наступление», «наступление Керенского». В августе-сентябре начнется «Корниловщина» — выступление «справа», под руководством ещё одной «легенды белого дела» — Лавра Георгиевича Корнилова. А потом будут большевики, белые на Дону, Брестский мир и Гражданская война.
Но вот в июле 1917 года С. Л. Марков пишет «главноуговаривающему» А. Ф. Керенскому, военному министру Временного правительства.
Чего хочет Сергей Леонидович Марков? Его слова Керенскому многое говорят о «природе» белого движения.
С. Л. Марков говорит о том, что Революция сама по себе его мало волнует, он «обычный гражданин». Но вот армия... зачем вы тронули армию? Марков возмущен комиссарами, комитетами, съездами, советами. И недоверием со стороны «новой власти».
«Проще нас всех, кому до сих пор не могут поверить, уволить, и на наше место посадить тех же комиссаров и те же комитеты вмсето штабов и управлений...
Проводя в армии демократические начала, создают многовластие, что противно сущности военного дела. Нет и не будет армии в мире, где власть начальника парализуется комитетами...» (с) А. В. Ганин. Неизвестное письмо генерала С. Л. Маркова министру-председателю Временного правительства А. Ф. Керенскому. / «Родина», декабрь 2016, № 11.
И ведь сложно здесь спорить с генералом Марковым. И А. И. Деникин потом вспоминал, что «эксперименты над армией» начали вовсе не большевики, начали их «февралисты» (правда, при поддержке и «напоре» широких масс).
Кстати, и С. Л. Марков и А. И. Деникин к старому строю особой теплоты не питали, хотя лично к Февральской революции не имели никакого отношения. Но по «царскому режиму» не плакали. Деникин это потом описал подробно, Марков же... так написал Керенскому:
«Так же как и Вы, я всей душой не желаю моей Родине возвращения кошмарного старого, и так же как и Вы верю в светлое будущее великой России, но считаю, что это возможно лишь при наличии крепкой, грозной армии... Сейчас надо спасать не революцию, а Россию...» (с) С. Л. Марков — А. Ф. Керенскому, упомянутая публикация А. В. Ганина.
Вот такие пироги, «кошмарное старое». А ведь уверен, кто-то ещё в комментариях напишет про белых, которые «за царя и помещиков». Кстати, С. Л. Марков стал генерал-лейтенантом в мае 1917 года, то бишь уже при «временных». Но, разумеется, ни ему, ни Деникину, ни Корнилову не хотелось быть «военными специалистами» под контролем комитетов и комиссаров.
А ведь к этому шла демократическая Россия имени Керенского. Причем шла не особо уверенно, рискуя по пути свалиться в новую Революцию (или просто «сломаться», но в нашей реальности вышел первый вариант с ещё одной Революцией и большевиками, со своими комиссарами).
Потому, несмотря на столь милое письмо, С. Л. Марков поддержал Л. Г. Корнилова. А вот А. Ф. Керенский решил, что эти офицеры слишком «контрреволюционны».
Разгонят, того гляди, не только большевиков, левых эсеров и анархистов всяких, но и правых эсеров-меньшевиков во главе с талантливым «министром-председателем». Кстати, уже в 1918 году ещё один известный деятель белого дела, А. В. Колчак, де-факто так и сделал.
Я к чему это все написал... Хотел показать, что и без большевиков в России образца 1917 года было «весело» и противоречий хватало.
Интересные каналы, которые вы можете поддержать.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.