История сегодняшнего произведения уходит корнями более чем на сто лет назад в прошлое. В этой интересной истории есть всё: готический роман, опера, мистика, мюзикл и даже плагиат.
В 1860 г. в Париже стартовало строительство нового здания оперного театра. Для выбора архитектора эпохальной стройки был проведён грандиозный конкурс. Среди 171 заявки в 2ух турах победил проект на тот момент никому не известного молодого архитектора Жана Луи Шарля Гарнье. Он получил в распоряжение огромные средства на строительство, что позволило использовать дорогие строй материалы для возведения театра. В итоге стройка продлилась 15 лет и стоила более 36 млн франков золотом. Это здание известно как Гранд-Опера. Оно открыло свои двери для посетителей 5 января 1875 г.
20 мая 1896 г. на сцене Гранд-Опера давали “Геллу” композитора Дювернуа. Главную партию исполняла оперная звезда того времени Роза Карон. После первого акта восторженные зрители вызвали мадам Карон на бис, во время бурных оваций произошла яркая вспышка света, появились клубы пыли и раздался страшный звук. На зрителей рухнула люстра весом 7 тонн. Как выяснилось позже, в конструкции проводки были допущены нарушения, что привело к возгоранию и обрушению противовесов люстры. Один из таких противовесов (700 кг) пробил несколько этажей балкона, а одна из балок насмерть придавила 56-тилетнюю консьержку, мадам Шомет. Она 20 лет не была в театре и решила пойти на представление со своей дочерью после того, как подруга девушки в последний момент отказалась. Для неё это посещение оперы оказалось последним. Конечно, было расследование. На тот момент архитектору Гарнье было уже за 70, его вызывали в полицию на допрос. Через 2 года после этого происшествия он скончался. В прессе данный несчастный случай получил большую огласку.
Конечно, такое событие не могло пройти мимо активного французского журналиста Гастона Леру. На злополучном представлении в Гранд-Опера он не был, но наверняка читал об этом в газетах. С 1896 года Гастон Леру входил в состав делегации, сопровождавшей президента Франции в Россию. Он побывал в нескольких городах России, последний его визит состоялся в 1906 г. Описывал в своих трудах Революцию 1905 г. Даже Ленин цитировал его в своих выступлениях. А ещё Гастон Леру известен как автор детективов. История с падением люстры в Гранд-Опрера натолкнула его на написание романа “Призрак Оперы”. Роман издавался частями в газете “Ле-Голуа” в 1909-1910 г. и принёс его автору мировую славу. По сюжету романа в оперном театре обитает таинственный призрак, влюблённый в молодую певицу Кристину. Он не останавливается ни перед чем, даже идёт на убийства, чтобы его возлюбленная получала лучшие партии. На самом деле призрак – это обезображенный талантливый композитор и иллюзионист, озлобленный на мир. Но любовь размягчает даже его чёрствое сердце, и он отпускает Кристину.
История с нотками мистики, детектива, романтики покорила сердца читателей начала XX века. Уже в 1925 г. по роману был снят первый фильм, ещё немой. На текущий момент существует 8 экранизаций, последняя из которых была снята американским известным режиссёром Джоэлом Шумахером и представляет собой музыкальный фильм.
Такая шикарная история просто требовала переложения на музыку. В первый раз это сделал британский театральный автор Кен Хилл. Он написал либретто и слова к мюзиклу “Призрак оперы”. Музыка была взята из произведений Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Жака Оффенбаха, Вольфганга Моцарта, Карла Вебера, Гаэтано Доницетти и Арриго Бойто. Мировая премьера первой версии мюзикла состоялась 26 июля 1976 года. Проходил спектакль в маленьком театре в Ланкастере и стал сразу же хитом. Кроме того постановка имела финансовый успех.
Мюзиклом Кена Хилла был впечатлён крайне успешный композитор и постановщик мюзиклов Эндрю Ллойд Веббер. Именно ему принадлежит авторство таких всемирно известных мюзиклов, как “Иисус Христос Суперзвезда” (1970), “Эвита” (1976) и “Кошки” (1981). В 1984 г Эндрю Веббер женился второй раз на молодой неизвестной актрисе Саре Брайтман. Как настоящий любящий муж он стал подыскивать для жены главную роль в запоминающемся произведении. По одной из версий он даже пытался пристроить её в мюзикл Кена Хилла, но по какой-то причине это не удалось. Тогда он решил создать свой мюзикл “Призрак Оперы”, в котором роль Кристины исполнила Сара Брайтман, а роль Призрака – комедийный актёр Майкл Кроуфорд. Текст был написан Чарльзом Хартом. Премьера состоялась в Театре Ее Величества в Вест-Энде в 1986 г. До сих пор мюзикл “Призрак Оперы” идёт на Бродвее, побив все рекорды по продолжительности и кассовым сборам среди мюзиклов. Он был поставлен в 35 странах. Даже по грубым оценкам кассовые сборы данного мюзикла превысили 6 млрд долларов.
Эндрю Ллойд Веббер и до этого имел славу любителя прибрать к рукам чужие произведения. В случае с “Призраком Оперы” это уже привело к нескольким разбирательствам в суде. В 1987 году наследники Джакомо Пуччини подали иск из-за плагиата. Они заявили, что фраза арии Призрака “Music of the night” заимствована из арии “Quello che tacete” в опере “Девушка с Запада”. Стороны уладили вопрос во внесудебном порядке, сумма отступных осталась нераскрытой. По другому иску о плагиате судебные тяжбы шли 8 лет. Американец Рей Пепп посчитал, что часть музыки из заглавной темы мюзикла “Призрак оперы” была взята из его песни “Till you”. Адвокаты Ллойда Веббера так вывернули дело, что в итоге Рей Пепп полностью его проиграл. Однако один случай плагиата в заглавной песне весьма очевиден.
Pink Floyd в альбоме 1971 г. выпустили композицию под названием “Echoes”. Песня длится почти целых 24 минуты, но нас интересует вот этот рифф:
В 1992 году Роджер Уотерс дал интервью журналу Q, в котором утверждал, что Эндрю Ллойд Веббер использовал гитарный рифф из композиции “Echoes” в своём мюзикле “Призрак оперы” в том же размере такта 12/8, с той же структурой и нотами. Уотерс в суд обращаться не стал, понимая, что тягаться придётся с целой армией адвокатов миллионера. Однако он высказал свою позицию по отношению к Вебберу. В текст песни “It’s a Miracle” из своего сольного альбома 1992 г. “Amused to Death” он включил такие строки:
“Ужасная музыка Ллойда Веббера звучит год за годом… тогда крышка фортепиано падает и ломает его грёбаные пальцы. Это чудо!”
Был плагиат или нет, но заглавная тема из “Призрака оперы” стала культовой песней. На неё создано множество каверов, один из которых от финской симфоник-метал-группы Nightwish я очень люблю:
Если женитьба на Саре Брайтман подтолкнула Веббера к созданию мюзикла, то их развод в 1990 г. помешал готовящейся к выходу экранизации мюзикла. Понадобилось больше 10 лет, чтобы фильм вышел на экраны. Это случилось только в 2004 г. после того, как Веббер сам взялся за проект как продюсер и вложил немалые собственные средства в картину. На главную роль Призрака он присматривался то к Джону Траволте, то к Мэтью Макконахи, то к Антонио Бандерасу. Предлагали роль и Хью Джекману, но в итоге был выбран Джерард Батлер. Если бы был выбран Бандерас, это могло бы быть вот так:
На роль Кристины пробовались Кэти Холмс, Кира Найтли и Энн Хэтэуэй. В конечном счёте выбрали юную и малоизвестную актрису Эмми Россам, которой роль принесла номинацию на “Золотой глобус”. Надо отметить, что все артисты сами справились со своими вокальными партиями. Фильм хоть и был прохладно встречен критиками, полностью окупил вложенные в него деньги.
В 2016 году должна была состояться премьера “Призрака оперы” в городе, где и происходят описываемые события – в Париже. Но 26 сентября в театре “Могадор” случился пожар, практически уничтоживший сцену и декорации к постановке. Премьера была отложена на неопределённый срок. Ничего не напоминает? Может, Призрак оперы действительно где-то рядом…
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте свои комментарии. Буду рада, если подпишетесь на канал и станете активным читателем.
#призрак оперы #мюзикл #phantom of the opera #песня из мюзикла призрак оперы #nightwish #сара брайтман