Продолжаю и заканчиваю этот небольшой цикл про Храмовую Гору в Иерусалиме (The Jerusalem Post) - про те уязвимые места, на которые указывает история. Приведу здесь еще отрывок из той-же статьи, что цитировал в предыдущей публикации, а потом подведу некоторые итоги. Напомню, что по многовековым соглашениям, обновленных и с созданием государства Израиль, официальным владыкой Храмовой Горы является мусульманский король Иордании.
Долгое время, пока Израиль утверждал свои позиции в регионе и в мире, такое соглашение было приемлимо для Израиля: иудеи могут брать себе все, кроме Храмовой Горы. Но теперь, когда они взяли все, или почти все, по-новому ставится вопрос и о Горе. Что будет, если пересечь эту линию? В качестве иллюстраций к публикации я выбрал имеющие прямое отношение к материалу лица - к тому же очень приятные лица - короля и королевы Иордании, ключевых игроков одной невидимой, но очень большой Игры:
"Хотя иорданское правительство хранят молчание по вопросу тайных еврейских молитвенных служб, они внимательно следят за ситуацией и только на прошлой неделе выступили с заявлениями, когда, по их мнению, была перейдена черта.
Ранее в этом месяце магистратский суд Иерусалима, по-видимому, дал юридическую санкцию на тихую еврейскую молитву на Храмовой горе, когда он отменил решение полиции о запрете нахождения в этом районе человека, который молился (это и было фактической причина, по которой полиция удалила его, а не других с сайта).
В официальном заявлении министерство иностранных дел Иордании осудило это решение как незаконное и заявило, что на этом месте разрешены только мусульманские молитвы.
А высокопоставленный представитель Палестинской администрации также осудил это решение как «военное преступление», которое спровоцирует глобальную религиозную войну, в то время как ХАМАС назвал это решение «явным объявлением войны» и «вопиющей агрессией против благословенной мечети Аль-Акса».
Впоследствии это решение было отменено Окружным судом Иерусалима, но реакция Иордании, в частности, продемонстрировала, что существуют границы, пересечение которых может иметь дипломатические последствия и последствия для безопасности.
Наверняка не случайно, что после этого инцидента министр общественной безопасности Омер Бар Лев выступил с публичным заявлением только на этой неделе, подтверждая статус-кво, согласно которому немусульмане не могут молиться на Храмовой горе.
Однако комментарии, непосредственно приписываемые Бар-Леву в заявлении, опубликованном его офисом, не говорят прямо, будут ли прекращены тайные еврейские молебны, которые проводились более двух лет. А на следующий день активисты сообщили, что эти богослужения продолжатся в обычном режиме, несмотря на комментарии министра.
Но факт остается фактом: Храмовая гора является очень чувствительной и взрывоопасной проблемой для палестинцев, Хашимитской монархии в Иордании и арабского мира в целом.
Визит бывшего премьер-министра Ариэля Шарона на это место в сентябре 2000 года спровоцировал жестокие беспорядки палестинцев в восточном Иерусалиме и на Западном берегу, а также демонстрации израильских арабов. События развивались по спирали и вскоре переросли во Вторую интифаду.
Еще в мае этого года напряженность между евреями и арабами вокруг Иерусалима резко возросла, когда полиция столкнулась с палестинскими бунтовщиками на Храмовой горе и даже ворвалась в мечеть Аль-Акса, применив внутри здания слезоточивый газ.
ХАМАС использовал этот инцидент как непосредственную причину для обстрела ракетами Иерусалима, что спровоцировало новый раунд конфликта между Израилем и Газой; и даже несмотря на то, что у него были скрытые мотивы для развязывания войны, он смог мобилизовать палестинский и израильско-арабский гнев по поводу горы, что привело к полномасштабному конфликту с Газой и худшему еврейско-арабскому межобщинному насилию за два десятилетия, начиная с визита Шарона.
Профессор Моше Маоз, чья книга 2020 года «Евреи, мусульмане и Иерусалим: споры и диалоги» обсуждает напряженность в связи с Храмовой горой, выражает глубокую обеспокоенность взрывоопасным потенциалом противоречивых притязаний мусульман и евреев на это место:
«Ситуация резко изменилась и создалась проблема, которая препятствует реальному миру и примирению с арабскими государствами», — говорит Маоз, добавляя, что увеличение числа посетителей-евреев может еще больше усилить напряженность вокруг этого места.
Маоз говорит, что правительственные чиновники Иордании и Египта предупредили Израиль «очень сильно» по этому поводу, и что арабская пресса яростно выступает против еврейской молитвы на Горе.
Полковник ЦАХАЛа (в отставке) Эран Лерман, бывший заместитель директора Совета национальной безопасности, признает, что этот вопрос является очень деликатным, и выражает особую обеспокоенность отношениями Израиля с Иорданией и самой стабильностью в этой стране:
Хашимитская монархия, включая правящего короля Абдаллу II, всегда считала себя хранителем мечети Аль-Акса и Аль-Харам аш-Шариф, говорит Лерман. - И именно этот статус отчасти придает ему легитимность в глазах собственного населения.
Если этот статус будет подорван или если иорданский режим сочтет его подорванным, это может вынудить его принять меры, наносящие ущерб сотрудничеству в области безопасности, которое является важнейшим компонентом безопасности Израиля на границе с Иорданией.
«Я могу вам сказать, что иорданцы очень внимательно следят за этими цифрами [посетителей]», — говорит Лерман.
«Они обеспокоены. Русло проложено. Если ситуация превратится из ручейка в наводнение, могут быть последствия», — добавляет он, полагая, что введение, например, молитвы с тфилином и молитвенными платками может вызвать большие проблемы.
Он также предвидит насилие со стороны палестинцев и беспорядки со стороны арабского населения Израиля, если вопрос о доступе и правах евреев на Храмовую гору не будет решаться деликатно и дипломатично, но говорит, что это то, что Израиль знает, как сдерживать и управлять.
Надав Шрагай, эксперт по Иерусалиму и Храмовой горе, согласен с Лерманом в том, что стабильность Иордании уязвима перед заметными и радикальными изменениями в священном месте, и согласен с тем, что стабильность Хашимитского королевства имеет решающее значение для Израиля.
Но, как говорит Шрагай, написавший две книги о святом месте — Иордании также нужен Израиль. В частности, Шрагай утверждает, что Иордания может потерять свой особый статус хранителя мусульманских святынь Иерусалима, если предпримет решительные шаги против Израиля из-за горы.
Иорданская монархия опасается потерять этот статус, который, по словам Шрагаи, является одним из наиболее важных компонентов ее легитимности в глазах ее населения, которое включает подавляющее большинство палестинцев и демонстрирует сильную поддержку «Братьев-мусульман».
«Храмовая гора с точки зрения Иордании — один из важнейших аспектов стабильности режима. Они являются хранителями исламских святынь и хотят сохранить этот статус», — подчеркивает Шрагай.
По этой причине, а также из-за влияния Иордании на управление комплексом, она не стремилась создать кризис из-за тихих еврейских молитвенных служб, которые проводились в течение последних двух лет, говорит Шрагай.
Он говорит, что в последние годы высокопоставленные израильские и иорданские сотрудники службы безопасности и дипломатии встречались и обсуждали вопрос еврейской молитвы, и хотя Иордания не поддерживает это явление, она «примирилась с ним».
Шрагай, который является сторонником права доступа евреев и права молиться на Храмовой горе, говорит, что, по его мнению, эскалации с Иорданией и другими арабскими государствами из-за этого места можно избежать, если осторожно и постепенно управлять растущим желанием израильтян посещать и молиться там.
«Если евреи не посетят это место, это место войдет в сознание людей только как мусульманское место, и это было интересом мусульман в течение многих лет, когда отрицалась любая еврейская связь евреев с горой», — добавляет он.
Как показали события последних недель и месяцев, связанные с Храмовой горой, святое место никогда не бывает далеко от мыслей и забот народов региона и их политических и даже религиозных лидеров.
А с израильской стороны, похоже, преобладают тенденции к большему интересу к Храмовой горе и растущему желанию посетить ее и испытать на себе.
Чтобы избежать конфликта из-за этого — одного из самых религиозно почитаемых, священных и чувствительных мест в мире — необходимо мудро, деликатно и рассудительно управлять взаимными желаниями всех сторон."
Выводы ОС
Я знаю - вас отвлекали от чтения картинки. Но я привел их, потому что они отдаленно напоминают мне семью нашего государя:
Нашему государю и его семье уготована была высокая - мученическая - участь. А ведь наш государь по сути был и государем Иерусалима и Палестины - так как кроме русской власти иной там не было. Я писал как-то об этом - о том, что в отсутствие государственности в Палестине Россия в ту пору (вплоть до революции 1917-го года) держала свои войска, полицию, жандармерию, почту, телеграфы, банки, тюрьмы в Палестине, и все ключевые должности в этом регионе принадлежали русским. Можно сказать, ключи от Горы тоже были нашими.
Но не стоит их теперь оспаривать у этой прекрасной семьи - дай им Бог здоровья и долголетия. Нам не все известно о будущем, не все детали открыты. Но нам открыта одна интересная деталь: по каким-то необъяснимым причинам Господь в конце времени будет хранить эту семью и эту страну - как и обещал в книге пророка Даниила, где сказано, что рука разрушителя не прикоснется к ним: "и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых" Даниил 11:41.
Иордания, с ее столицей, городом Амман, и является страной этих самых сынов Аммоновых. Так что у меня есть надежда, что короля и королеву, и их прекрасных деток, не постигнет та участь, что постигла Семью нашего государя. Руси тогда надлежало пасть - чтобы в конце времен восстать с новой силой.
Но обратите внимание - есть что-то невероятно сильное, как будто покров, что делает монархию маленькой Иордании - все же защищенной, хотя Иордания является основным препятствием для Израиля и США. Будь Иордания какая-нибудь "демократия", ее давно уже стерли бы с лица земли. Но есть какой-то священный покров над монархией. И прорвать его можно только изнутри - как у нас было - бунтом и кровью государя и государыни, и деток. Но люди в Иордании не ведутся на провокации - им не нужны "эффективные менеджеры", ей нужна возлюбленная королевская Семья. Представьте - их любят! Люди, оказывается, хотят не "иметь" правителя, а любить короля и королеву. Так гораздо интереснее, и счастливее, и правильнее жить. А еще больше нужна Царская Семья - именно Семья - России. Все будет!