Человек-легенда новейшей истории Белоруссии-- Пётр Миронович Машеров. Который блестяще преодолел отрезок своей насыщенной добрыми делами жизни.
«Батька Петр», как звали его в республике, имел репутацию крепкого хозяйственника, решавшего вопросы по справедливости государственного деятеля и, самое главное, его никто и никогда не подозревал в приверженности к роскоши и шику и в обладании несметными капиталами.
Нить жизни Машерова прервалась, когда его карьера политического деятеля могла вот-вот выйти на другой, более значимый уровень. Целый ряд наблюдателей полагает, что вся история СССР могла пойти по совершенно иному сценарию, не случись 4 октября 1980 года на трассе Москва-Минск ужасной автокатастрофы.
Учитель математики и физики в средней школе, подпольщик и партизан, удостоенный звания Героя Советского Союза в 1944-м, комсомольский вожак, видный партийный функционер и выдающийся государственный руководитель, работавший на самых высоких постах и должностях, во все времена относился к простому люду с чуткостью, теплом и пониманием. И сограждане отвечали ему той же монетой. В скорбный день похорон Петра Мироновича сказать ему последнее "прости-прощай" явились многие тысячи белорусов и белорусок.
В четвертый день октября первый секретарь ЦК белорусской компартии Пётр Миронович Машеров на люксовом и престижном автомобиле марки «Чайка» выехал на засекреченный тогда аэродром в Липках, что расположен за милыми душе каждого жителя союзной республики Боровлянами, дабы на специально оборудованном вертолёте Ми-5 совершить облет Минской области.
И ведь недаром. Ибо за неделю до того в рупоре КПСС газете «Правда», увидела свет острокритическая статейка о том, что, якобы, в этой самой Минской области убирают картофель из рук вон плохо.
Между тем, в тот не особо весёлый в плане погоды день облака стелились почти над самой землей. Когда Машеров уже было забрался в винтовую машину, он пробурчал себе под нос «что я такой погодой увижу» и изменил решение, отправившись в путь на вышеназванном авто, которое, в полном соответствии с инструкцией, дожидалось там же намеченного отлёта. Замечу, что за баранкой «Чайки» находился водитель, который вот-вот должен был выйти на пенсию.Сами понимаете, это тогда 60 лет. Помимо первого секретаря, в салоне разместился один из охранников видного государственного деятеля. Они неслись по находившейся тогда во вполне приличном состоянии трассе «Москва – Минск» в сторону населенного пункта Жодино. В то же время никаких перекрытий шоссе не производилось, ибо Пётр Миронович был категорически против мер подобного рода.
Фатальная авария случилась на каком-то перекрёстке. Сидевший за рулем грузовика «ГАЗ-САЗ-53Б», кузов которого был набит бульбой, мужчина, дабы избежать "поцелуя" с резко притормозившим из-за чего-то перед ним МАЗом, выскочил на встречную полосу и столкнулся с машиной Машерова. Нити жизни его шофера и охранника прервались моментально.
Самому же белорусскому руководителю, сраженному травмами не совместимыми с жизнью, хватило времени и сознания, чтоб простонать, что водила самосвала невиновен, его не трогайте. В тот же день позднее Машерова не стало.
Это была гибель практически на самом взлёте. Считалось, что Петр Миронович на посту председателя Совета министров СССР вот-вот сменит Андрея Косыгина. В славном Минске при непосредственном участии Машерова началось строительство метрополитена. Кроме того, Пётр Миронович наметил осуществить возведение партизанского мемориала, который бы мастерски сочетал архитектурные и скульптурные изобразительные средства с музыкальными и живописными формами. Предварительно договорились с живописцем-коммунистом Давидом Альфаро Сикейросом, чьи монументальные росписи знамениты на весь мир, который дал согласие участвовать в проекте.
Сами понимаете, погибший в результате ДТП лидер союзной республики –это нечто экстраординарное. Тут же людьми из народа стали выдвигаться версии, что Машерова просто-напросто убрали как неугодную персону. При этом принимая во внимание значимость фигуры, «заказчиками» сторонникам теории заговора виделись исключительно персонажи высшего звена. Например, главный советский чекист Юрий Андропов.
Ведь известно, что тогда Андропова записали в наиболее вероятные сменщики генсека Брежнева. А переезд в столицу Машерова вполне мог спутать Юрию Владимировичу все карты.
Хотя чего уж там греха таить, такой подлый метод ни в коей мере не вписывался в принципы работы Андропова. Руководитель КГБ приветствовал более тонкие подходы, и на такое дуболомство ни за что бы не пошел.
А потом, охраной Машерова занимались не только чекистские, но и милицейские подразделения.
А, минуточку внимания, министр внутренних дел Союза Николай Щелоков был в ту пору на ножах с Андроповым. И вот смотрите, коли у Щелокова возникли бы даже малейшие подозрения по поводу участия КГБ в гипотетически подстроенной автокатастрофе, Андропова как политическую фигуру смело можно было списывать со счетов.
Да в принципе и был ли хоть какой-либо помехой на пути Андропова Машеров? Юрий Владимирович был асом подковерной политической борьбы, а Петр Миронович занимался исключительно экономикой, промышленностью, являлся человеком практических дел, а не протоколов о намерениях. В данном случае прослеживается больше точек соприкосновения для эффективного сотрудничества, чем для жестокого противоборства.
Вот и Генеральная прокуратура советской страны, курирующая расследовавание дела о гибели Петра Машерова, резюмировала в своем заключении, что в автоаварии не обнаружено следов умышленного преступления.
Не являлось ни для кого секретом, что Машеров изъездил Белоруссию вдоль и поперек, наведываясь на промышленные предприятия, посещая колхозы, стройки, лечебные и культурные учреждения, доходя во всём до самой сути. При этом летать вертолетом руководителю, который ненавидел показуху и пафосность, было отнюдь не по душе. Приходилось по большей части передвигаться на колесах, и дабы никуда не опаздывать, сплошь и рядом Машеров и его сопровождающие неслись в своих авто со скоростью в 140-150 км в час.
И это ещё пол-беды, однако Петр Миронович ни в какую не соглашался на перекрытие дорог в пору своих поездок. Следовательно, шофёры кортежа Машерова должны были уметь водить практически безупречно.
Чего нельзя было сказать о водителе первого секретаря Евгении Зайцеве. Как я уже сказал, ему было пора отправляться на заслуженный отдых, однако мужчина уломал Машерова позволить ему остаться. И вот вам результат--реакция не та, энергия не та, концентрация внимания не та.
Что же касается шофера самосвала, то Николай Пустовит тогда только-только переступил порог 33-летия, его портрет висел на доске почета, и характеризовался он с самой лучшей стороны.
За ДТП, которое унесло жизнь Машерова, ему впаяли 15 лет лагерей. Хотя следователи успокаивали его, мол, откинешься годика через три. Безжалостный приговор же был призван умиротворить народ, который горевал по поистине человечному руководителю. С другой стороны, явное отсутствие злого умысла предусматривало безусловное снисхождение к виновному лицу. И вот смотрите, Пустовит оттоптал зону в течение трёх лет и пару годиков оттрубил на небезызвестной людям советской закваски «химии», короче, тех же принудительных работах.
Машерова же проводили в последний путь в восьмой день октября 1980 года на Восточном кладбище столицы БССР. И знаете, это являлось как раз тем случаем, когда на похороны высокого начальника людей не требовалось сгонять кнутом и пряником– народ заполонил всё вокруг сам, испытывая искреннее желание выразить напоследок глубокую признательность тому, кто сделал Белоруссию лучше, краше, мощнее.
Благодарю за внимание.