Найти тему

Повесть Ларисы Желтобрюх "Циркачка" (Часть 3)

Оглавление

#ларисажелтобрюх

Глава 3 К морю

После возвращения мамы дни для обеих потекли своим чередом: поднявшись утром, девочка бежала в школу, мама выполняла простую работу по дому, много времени отнимало хождение в больницу, где приходилось высиживать в очередях. Возвратившись, отдыхала и к приходу дочери всегда старалась быть в форме, держаться крепко, чего бы ей это ни стоило. Наташка прибегала из школы - когда шумная и разговорчивая, когда спокойная и молчаливая. Такое её поведение больше тревожило мать, нежели весёлость и непоседливость девочки - это было её естественное состояние. В один из таких дней мама спросила:

- Наташа, ты хочешь со мной поговорить? О чём? Я выслушаю тебя, отвечу на все твои вопросы.

-Я знаю, не на все... А поговорить хочу. Как ты думаешь, кем мне быть? Ведь я скоро стану взрослой, вырасту, что я буду делать? Вот кто тебе сказал, что надо быть воспитателем?

- Никто. Человек сам должен определиться, чего он хочет больше всего. И тогда поймешь, какой выбор нужно делать. Ведь ты же знаешь, я у твоей бабушки единственная дочь. Родила она меня поздно, и больше детей у неё не было. Я когда подросла, все время спрашивала, почему я одна. В пору моего детства в семьях редко у кого было по одному ребёнку. И я очень завидовала девчонкам, у которых были братья и сёстры. И даже бралась нянчить их. Мама всегда позволяла мне это делать и говорила: «Учись, учись, в жизни пригодится». Поэтому, когда я окончила 8 классов и к нам в школу приехала инспектор роно спрашивать, хочет ли кто-то из нас учиться в педагогическом училище, я первая записалась и бежала быстрей домой рассказать маме, что буду воспитательницей.

- А я не знаю, кем буду. И не знаю, куда запишусь, если к нам приедут из роно,- с сожалением сказала девочка.

- Сейчас совсем другое время, - ответила мама. - Ты можешь выбрать то, что тебе больше всего нравится. Вот ради чего бы ты отказалась от беготни на улице? - спросила она.

- Не знаю. Наверное, это то, что я больше всего люблю...

Наташа окончила учебный год по её меркам неплохо: в табеле было всего три тройки, остальные — четвёрки, и одна пятёрка - по физкультуре. О грустном и плохом не думалось: мама выглядела окрепшей, выздоровела бабушка и часто приезжала к ним. И в один приезд как-то сказала:

- А не съездить ли нам, девчонки, в гости к родственникам? На недельку-другую? Наташка в море поплещется, мы с сестрой моей двоюродной не виделись лет 15, внучку мою она совсем не знает.

- Мама, какое мне море! Ты о чём говоришь?

- Море! Я в жизни не видела море! - запрыгала вокруг матери девочка. - Мамочка, хоть на денёчек, хоть на полденёчка, я тебя ни о чём так сильно не просила, а сейчас очень прошу, я не буду задавать глупых вопросов, буду хорошо себя вести, пожалуйста!-тараторила девочка, выдавая сто слов в минуту.

Бабушка поняла свою оплошность: не посоветовалась с дочерью, хотела сделать ей сюрприз, даже не подумала о том, какое ей море, - к печке подходить нежелательно, не говоря уж о солнцепёке. А девчонку понять можно: обрадовалась, ведь ничего, кроме своего небольшого городка, не видела.

Разговор остался незавершенным, каждый занялся своим делом и не продолжал обсуждение этой темы. Наташина мама понимала, что такой возможности может больше не быть, неизвестно, каким будет в дальнейшем состояние её здоровья. Но согласиться на поездку - это значит усугубить его, отказаться от поездки - лишить дочь такого удовольствия. «Не знаю, сколько мне осталось, но не всё ли равно - месяцем раньше, месяцем позже»,- подумала она.

Девочка с бабушкой поливали небольшие цветочные клумбы у дома.

- Ба, а ты любила своего дедушку? - спросила девочка.

- Ну какой же он мне дедушка? Он мне муж,- ответила бабушка.

- Ба, а ты знаешь, что такое любовь? Как это бывает?

- Что-то ты, девонька, такие вопросы задаешь? Или кто приглянулся?

- Ты что, бабуль! Я никогда ни в кого не влюблюсь! Они противные, как тот рыжий...

- Что ещё за рыжий?

- А ну его, бабуль, потом как-нибудь расскажу. Но ты мне так и не сказала, что такое любовь.

- Ты знаешь, внучка, это сейчас на слова да на вопросы все переводится. Мы люди другой закваски, другого времени. Вот мне и в голову никогда не приходило спросить своего Степана, любит ли он меня. А зачем спрашивать, если я и так знала, что любит.

- Откуда ты знала, что он тебя любит, если он не говорил тебе об этом?

- Зачем языком трезвонить? В душе это всё должно быть, во взгляде, в слове, в том, как он тебя бережёт, как встречает.

- Ну ты, бабушка, и рассказала - про взгляды да про душу. У души-то слов нет, как она скажет, что тебя кто-то любит?

- Ой, Наташка, какая ты ещё глупая! Вот когда придёт ЭТО, тогда и говорить тебе никто ничего не будет, всё сама поймешь.

- А если не пойму, что тогда?

Тогда не твоё это, жди своего часа, он обязательно придёт...

Огородницы остановились с ведром, и Наташа, увидев, как к ним от дома идет мама, позвала её:

- Мам, иди к нам, мы тебе что-то расскажем.

- Нет, это я вам что-то расскажу. Отдохните, мои труженицы, посидите и послушайте меня. Если мне удастся взять билеты на ближайшие дни, то к воскресенью кто-то уже будет купаться в море. Не знаете кто? - сказала мама и улыбнулась.

- Я, я, это буду я!- от восторга закружилась по двору Наташа, прижимая к себе ведро.

- А почему только ты? И я с удовольствием окунусь,- подхватила девочкино настроение бабушка. Здесь же стали обсуждать, кто что возьмёт с собой, кто что наденет, какие гостинцы надо будет купить родственникам.

- Бабушка, а там дети есть?

- А как же! И дети, и внуки, и даже правнуки - все есть.

Эх, как сейчас жалела Наташка, что подруг у неё нет, особо некому рассказать, что она едет на море. Никто из их класса не ездил на море, а она едет! Девочка выскочила за калитку и побежала по пыльной улице в надежде, что всё равно кого-то встретит и как бы невзначай расскажет о предстоящей поездке. Оставшиеся во дворе мать и дочь, посмотрев друг на друга, поняли всё без слов.

- Ты у меня сильная, доченька,- сказала мать и, словно ребёнка, погладила свою взрослую дочь по голове. - Ты это сделала ради неё, пусть радуется, пока у неё есть мы, и живёт без забот.

- Ты права, мама, абсолютно права. Пусть живёт без забот, кто знает, как будет дальше, что придёт в её жизнь...

Всё сложилось очень удачно. Билеты были взяты, вещи собраны, подарки куплены. Впереди - поездка, первая в жизни Наташки - за пределы её родного городка. Удивляться она начала с самого отъезда с автовокзала. С интересом смотрела на автомобили, обгонявшие их автобус по трассе, на попутчиков по рейсу, на мелькавшие за окном деревья. Областной центр, откуда уходил их поезд, просто потряс девочку: на вокзале носильщики в белых фартуках и нарукавниках, постоянные объявления невидимой тетечки, после слов которой пассажиры быстро вставали со своих мест и куда-то спешили. После одного такого объявления мама взяла Наташу крепко за руку и сказала:

- Будь внимательна, не вертись по сторонам, смотри под ноги. Объявлена посадка на наш поезд, мы идём к перрону.

Они перешли на четвертый путь, откуда предстояло отправление их поезда, и Наташа увидела много-много людей с сумками, сетками, баулами и чемоданами.

Добавьте описание
Добавьте описание

- Они что, как и мы, все едут на море? А на море места много, всем хватит? - спросила девочка.

-Конечно, хватит. Море огромное, красивое, думаю, оно тебе понравится.

В вагоне, заняв место у окна, Наташа всё время смотрела в него, пока у неё не закружилась голова.

- Приляг, отдохни, слишком много впечатлений за один день,- сказала мама, постелив дочери постель. Девочка уснула мгновенно и всю ночь ей снилось море, хотя она его ни разу в жизни не видела...

Продолжение следует.