Художник Константине Вроблевском, его картина которого впечатлила на выставке « Царские подарки» в галерее « Старинные подарки» в Гостином дворе в Москве своей жизненной силой и иллюзорностью одновременно.
Фото именно этой картины и ее фрагментов иллюстрируют эту статью о художнике.
Константин Харитонович Вроблевский (польск. Konstanty Wroblewski) родился в1868году, в Российской империи ( ныне территория близ Каменец-Подольского Украины) а умер в 1939 ( прожил 71 год) в Варшаве, в Польше. Живописец, пейзажист, график, педагог. Один из наиболее последовательных и любимых учеников А. И. Куинджи.
Сын врача из польских дворян, служившего в Одессе, где и начал обучение рисунку, продолжил его в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, далее – у А.И. Куинджи. Принял участие в путешествии по Европе, оплаченном А. И. Куинджи для своих учеников. Сам преподавал в московском Строгановском художественно-промышленном училище, в рисовальной школе М. К. Тенишевой, в Школе Императорского общества поощрения художеств. В 1904 году — один из учредителей Товарищества художников. В 1909 году был среди учредителей Общества им. Куинджи. В 1915 году за свои за пейзажи получил премию графа Строганова. В 1921 году уехал из послереволюционной России в Польшу и там продолжил активную творческую деятельность.
Картины его находятся в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и др.
Об обучении Вроблевского у Куинджи можно найти не так много информации. После реформы Академии Художеств в 1893г. А.И.Куинджи начал преподавать в пейзажной мастерской. За свою кратковременную практику он сумел воспитать выдающихся художников Н.Рериха, А.Рылова, Вроблевского, К.Богаевского, В.Пурвита, Ф.Рущица и других.
Архип Иванович повторял: «Не в направлении сила, а в свободном проявлении своей индивидуальности, в искренности и честности». « … каждый может думать по-своему, иначе искусство не росло бы». Школу Куинджи понимают как художественное направление, а не непосредственную институцию. Значит к ней относятся и художники, развивавшие принципы его школы, например Н.П.Крымов. Кто-то называет Куинджи «художником света», кто-то называет его направление «романтическим реализмом», кто-то « эпическим лиризмом», даже «фотореализмом». Многие классификаторы затрудняются с точным определением стиля, но Архип Иванович им ответил - см. начало абзаца.
Как в творчестве Куинджи, так и в картинах Вроблевского присутствует субъективное импрессионистическое восприятие цвета и тяготеющие к объективным обобщениям формы, иногда нарочито декоративные, несколько упрощенные и даже примитивные, архетипичные.
Сюжеты у художника просты настолько , что даже избиты. Но Вроблевскому удается так передать трехмерность изображаемых в пейзаже объектов, что это придает им даже некоторую мистичность на грани реальности. Художник достигает этого тонкой передачей светотени, цветовых соотношений при безупречном обобщающем рисунке и точности исполнения. Это вызывает абсолютное доверие зрителя художнику, то есть полное принятие его вИдения.
Особый восторг вызывает то, как мастер использует фактуру красочного слоя для достижения эффекта трехмерности. Это же придает изображению ту живость, которую не может обеспечить гладкая живопись, когда при разном взгляде, разной освещенности, картина немного меняется и это «чуть-чуть» позволяет каждый раз увидеть в ней новое и еще непрочувствованное.
Владение мазком и фактурой краски демонстрирует высокую художественную культуру художника. А дихотомическое сочетание многодельности, сложности и трудоемкости исполнения с импрессионистической легкостью цветопередачи придает и ощущение реальной жизни, и философское звучание.
Следование художника своим стилевым, эстетическим принципам, связанным с глубоким изучением сути изображаемого им пейзажа, делает восприятие его картин и восприятием его романтического и восторженного взгляда на действительность. То есть мы начинаем смотреть глазами художника. Мы можем увидеть ту красоту и эстетику, которую раньше не замечали. Мы понимаем, насколько интересным и глубоким может быть обычный пейзаж, если мы смотрим на него глазами этого художника.
Вроблевский однажды зашел к Куинджи в момент, когда ходили слухи и сплетни, что Куинджи «выдохся». Они мучали Куинджи и заставили его отделиться от толпы и даже от некоторых учеников. Даже очень сильные люди могут очень сильно страдать, стоически выдерживая свои испытания. Вроблевскому Куинджи почти доверял и вызвался показать ему свои работы, рассмеявшись: «Не бойтесь, это не так плохо, как вы думаете». Увидев на полотне багровый шар солнца, плывущего перед закатом над морем и степью, Константин застыл, у него перехватило дыхание, в то время как Архип Иванович, наоборот, вздохнул с облегчением, сказав: «Если бы вы начали меня хвалить, это стало бы приговором». После визита Вроблевского Архип Иванович согласился показать работы трём другим ученикам, а после и друзьям. И состоялось возвращение Учителя в искусство и к выставочной деятельности.
Рекомендую вам посмотреть в сети и другие картины Константина Вроблевского, но, к сожалению, хотя его картины хороши и на фото, двухмерная картинка не дает того впечатления объемности, которое присутствует в его произведениях.