Спектакль, который вошел в «золотой фонд» отечественного театра. Смоктуновский играет Мышкина. То, как актер и постановщик решили эту роль — стало очень большим событием для русского театра.
«Не покарать, не исправить век насилием, а вдохнуть в испорченное больное общество энергию сострадания, освободить людей от ненавистнических чувств» — писала про постановку театральный критик Наталья Старосельская.
Влияние спектакля на зрителей
Многие зрители и критики 1960-х годов вспоминали спектакль, как «откровение» и «чудо». Театральный критик Анатолий Смелянский вспоминает, что многие зрители, актеры и режиссеры называли постановку Георгия Товстоногова сильнейшим потрясением своей жизни. Главное впечатление было связано с тем, как Смоктуновский показал образ князя Мышкина. Именно эта роль сделала актера знаменитым.
На спектакль приезжали из разных концов страны, это было что-то вроде паломничества.
в штиблетах, в оранжевом плащике, в тёмной мягкой шляпе, поёживается от холода, сидя на краю скамьи, постукивает чуть-чуть нога об ногу. Он зябок, нищеват на вид, плохо защищён от внешнего мира. Но сразу же актёр передает нечто самое важное в князе Мышкине: во всей своей нищете он радостен, открыт внешнему миру, находится в счастливой готовности принять всё, что мир ему пошлёт — вспоминает Наум Берковский
Как Товстоногов выбрал Смоктуновского
Актера на главную роль искали очень долго. Актер, который должен был играть князя, попал в больницу на полгода — от постановки пришлось бы отказаться, если бы Товстоногов вдруг не вспомнил о Смоктуновском, точнее о глазах актера. Вот как это было:
«Однажды Георгий Александрович Товстоногов на какой-то репетиции совсем другого произведения вдруг из зала заорал: «Глаза!». Все окружавшие его посмотрели на него и спросили: «Что — глаза, Георгий Александрович? » — «Глаза! У него его глаза!» — «У кого? Чьи глаза?» — «У того, вот, актера… Как вы назвали его? Свистуновский, Смоктуновский?.. Вот у него глаза князя Мышкина!».
«Идиот» Достоевского
Одно из главных произведений писателя. Как выразился литературовед Владимир Викторóвич, это «роман о трагедии „положительно прекрасного человека“». Жизнь Петербурга и его интриги, трагическая страсть Парфёна Рогожина к содержанке Настасье Филипповне и посреди всего этого князь Мышкин, в котором Достоевский попытался воплотить образ идеального, по своим моральным качествам, человека.