Ранее «МК в Астрахани» показывал, как устроен институт «Платформа» — единственное в Астраханской области учреждение, которое занимается консультативной и методической работой по внедрению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов. Однако все, что есть в учреждении не поместилось в один материл. Поэтому встречайте второй. В нем мы расскажем по буквам алфавита из чего состоит «Платформа» в Астрахани.
А - аудитории
Институт «Платформа» находится на улице Ульяновых и занимает трехэтажное здание. В нем размещено 20 аудиторий. Одна из самых универсальных — «Атриум». Чего только не проводилось в этом помещении, выполненном из стекла и камня. Тут проходили мастер-классы, лекции, проектные сессии, выставки и многое другое. Недавно там прошел смотр-конкурс казачьего мастерства.
Аудитория «Гамма» является самой творческой в институте. В ней постоянно проходят записи передач, встречи с писателями, бардами, фотографами и всевозможными лекторами и спикерами.
Аудитории «Гармония» и «Экспириум» — самые неформальные. С первого взгляда может показаться, что это зоны на время сиесты, но это не так. Тут в чил-формате обучаются дети и взрослые.
Б-билет в будущее
«Билет в будущее» - проект ранней професиональной ориентации для детей с 6 по 11 классы. С сентября по ноябрь в России, в том числе и Астраханской области, будут проводиться профессиональные пробы. В этом году «Платформа» планирует профориентировать порядка четырех тысяч учеников.
По словам руководителя проектного офиса «Платформа Каспия» Лилии Резиновой, задача института - самостоятельно сделать эти профпробы и донести мысль о необходимости профориентационной работы с учащимся 7, 8 и 10 классов до руководителей профессиональных организаций среднего и высшего образования.
«Нужно думать на несколько лет вперёд. Мы должны готовить кадры не под запрос рынка, мы должны готовить кадры, которые будут этот рынок труда создавать», — сообщила руководитель проектного офиса «Платформа Каспия» Лилия Резакова. Интересная деталь: главный руководитель проекта «Билет в будущее» – астраханец, уехавший несколько лет назад в столицу.
В – видео 360
Это направление «Платформа» планирует внедрить в общую программу с сентября. Планируется обучение схемам видео 360 градусов. Данный формат съемки позволяет освободить лектора от постоянного внимания со стороны оператора, а также вести лекцию в привычном формате. Программа стартует с сентября 2022 года и будет доступна и педагогам, и ученикам 10-11 классов.
Г — гордость
Команда института «Платформа» состоит из бывших министров, руководителей государственных структур, директоров школ и центров допобразования, директоров и кандидатов различных наук. Также здесь трудятся и почетные работники всевозможных сфер: от молодежной политики и образования до рыбного хозяйства. Ведущие эксперты тайм-менеджмента и игровых технологий, специалисты различных федеральных экспертных советов.
В разное время лекции и семинары в Платформе читали представители почти всех ведущих вузов нашей страны: ВШЭ, МГУ, МГПУ и многие другие.
Д – диплом «гособразца»
«Платформа» включает в себя несколько обучающих центров: центр повышения профессионального мастерства педагогических работников, центр оценки квалификации и компетенций, центр опережающей профессиональной подготовки, региональный модельный центр дополнительного образования.
Пройдя курсы, обучающие получат не только знания, но и официальный документ установленного образца о повышении квалификации или о профессиональной переподготовке.
Е – еда
Когда «Платформа» занималась реконструкцией здания под себя, руководством было принято решение о создании нескольких зон отдыха и кафе. Все они расположены на первом этаже. Отметим, что заведение работает не только для сотрудников института или обучающихся, но и для рядовых астраханцев. Любой желающий может зайти в кофейню и насладиться свежим кофе.
Ж – желание
Еще пять лет назад на месте «Платформы» было учреждение, интерьер которого был типичным для госучреждений. Детские парты, за которыми неудобно было сидеть взрослым, на полу была плитка, как в торговых центрах. Благо у руководства института было желание превратить это место в образовательный центр с атмосферой обучения, отличающуюся по всем параметрам: начиная от формата лекции и заканчивая аудиториями, в которых проходят эти лекции. В итоге образовалась институция, которая стала помогать повышать качество образования, как основного, так и дополнительного. Последнее, кстати, зачастую может быть лучше основного.
Институт постоянно развивается, выигрывает гранты и под каждый проект создает новые центры. В «Платформе» нестандартные аудитории, дорогая и современная техника для обучения и многое другое. Все это сделано для того, чтобы процесс обучения никого не тяготил.
З – золотая середина
Институт «Платформа» вывел идеальную формулу: совместное образование, совмещенное с современным подходом. Школьные парты и меловые доски давно ушли в прошлое и на смену им пришли интерактивные доски, а также компьютеры и планшеты. Есть в институте и графические станции для 3Д-моделирования, мультиборды, электронные системы совместной работы и даже шлемы виртуальной реальности.
Качество образования, которое подарило нам немало ученых, рождённых в СССР, перешло нашему поколению. Коллаборация знаний старейшин и современный подход привели к тому, что «Платформа» создаёт уникальные продукты, не похожие на другие. Например, в планах запустить проект «Платформа Каспия». В нём будут готовить специалистов под нужды прикаспийского макрорегиона. У Азербайджана, например, есть потребность в обучение русскоговорящих учителей, а у Узбекистана — запрос на подготовку детей в IT-сфере.
И — интернет
Институт является провайдером доступа к сети интернет почти для 250 юридических лиц. «Платформа» ежедневно и круглосуточно обеспечивает работу десятков электронных систем, в том числе почтовых сервисов, государственных услуг и систем видеоконференцсвязи. На ежедневном мониторинге в "Платформе" больше трех тысяч точек подключения.
К – кинозал
Есть в «Платформе» и собственный кинозал для организации и проведения просветительских мероприятий, связанных с кинотворчеством. Это и развитие на территории нашего региона такого направления как кинопедагогика, и площадка для онлайн трансляций просветительских мероприятий, и место встреч киноклуба «Восхождение», и просто еще один формат для лекционных занятий, и многое другое, что придумает и запустит «Платформа» в будущем.
И еще кинозал, который соорудил институт «Платформа» — маленький вклад в большое культурное будущее нашего региона.
Л – «Лекториум»
Можно подумать из названия, что это какой-то серьёзный лекционный зал, где профессор математических наук вместе со своими студентами пытаются решить уравнение Навье-Стокса. Но нет, это помещение создано для особых случаев – здесь проходят просветительские и неформальные встречи.
Часто в стенах этого помещения обсуждаются походы. Если отголосками до вас долетают слова рюкзак, туризм и мох на дереве – знайте, там сидят члены туристического клуба «Ирбис». А если вы слышите, что кто-то рассуждает, чем ямб отличается от хорея, то там российский поэт и писатель Андрей Белянин помогает раскрыть литературные таланты.
Собиралась там и астраханская молодёжь, участники Национального этапа ХХХ Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна», проводились и отборочные этапы разных конкурсов, встречались там и участники книжного клуба «Читай науку».
Здесь же когда-то располагался и общественный штаб, тогда еще кандидата в губернаторы Астраханской области Игоря Бабушкина.
М – мастерская видео и фото
Мастерская видео и фото расположена на втором этаже, около аудитории «Атриум». Сейчас здесь проходит реконструкция и как только она завершится - вновь будут передавать новому поколению азы фото- и видеосъемки. Дети смогут узнать как правильно выставить свет, расположить лампы по схеме так, чтобы у модели было ровное лицо и многое другое. В этом же помещении планируют снимать объекты для дополненной реальности. В студии находятся 99 единиц оборудования: фотокамеры, объективы, лампы и так далее.
Н – Наставники
Один из последних проектов, которое реализовала «Платформа» - новое пространство для организации коллективной работы над образовательными проектами и, в первую очередь, для программ профессиональной переподготовки, использующих техники и модели наставничества. Для удобной работы было создано пространство, где специалисты разных профилей совместно с сотрудниками «Платформы» могут работать бок о бок над созданием исследовательских технологий и проектов.
О –Обратная связь
Институт «Платформа» - это единственная в Астраханской области организация, которая занимается консультативной и методической работой по внедрению обновленных государственных образовательных стандартов общего образования. Самые часто задающие вопросы - рекомендации по учебным пособиям, запросы на экспертизу той или иной программы, а также вопросы по обновлениям федеральных образовательных стандартов. Всего за месяц поступает в среднем 1000 обращений.
П – Платформа (данные в цифрах)
А теперь настал момент рассказать о «Платформе» в цифрах.
Современное образовательное пространство – более 2500 кв/м Постдипломное образование – более 3000 обучающихся Дополнительное образование – более 800 детей ежегодно Пространств для работы – более 100 рабочих мест Просветительская деятельность – более 100 событий в год Техническая поддержка – более 250 объектов обслуживания Образовательный центр – более 10 000 посетителей в год Средства обучения – более 100 единиц техники Образовательное пространство – до 500 участников одновременно Обработка данных – более 300 точек доступа
Р- Ракета
Один из первых проектов института «Платформа» - образовательный клуб «Ракета» в сфере дополнительного образования и просветительской деятельности. Именно тут был придуман и запущен проект «Студия 13», театр-студия на английском языке, успешно показывающая свои итоговые проекты на малой сцене Астраханского ТЮЗа. Именно в рамках этого проекта в наш город приезжал с лекциями бард-композитор Григорий Гладков – автор той самой «Пластилиновой вороны», проводил мастер-класс для руководителей образовательных организаций автор уникальной театральной общеобразовательной школы «Класс-центр» Сергей Казарновский, а Тута Ларсен вела программу про здоровье. Да многие замечательные люди делились своими знаниями с астраханцами благодаря работе образовательного клуба. В рамках этого проекта были сделаны первые шаги «Платформы» в дополнительном образовании детей, организованы первые летние смены. Уже позже был создан Центр цифрового творчества, проводились курсы по фотоискусству и журналистике. Именно «Ракета» была первой запущена в этот необычный и интересный мир детского образования.
С — СПО
В этом году в институте появилась новая структура - центр опережающей профессиональной переподготовки. Задача данного центра - стать площадкой-агрегатором и оператором ресурсов региона для профессионального обучения, переподготовки и повышению квалификации всех граждан по новым и перспективным профессиям и компетенциям на уроке, отвечающим стандартам Ворлдскиллс.
На базе этого центра планируется запустить сетевые образовательные программы профобразования для нужд региональной экономики. Кто может стать участником?
Молодежь в возрасте до 35 лет, в том числе:
не занятые в течение 4 месяцев и более после окончания военной службы по призыву, не занятые в течение 4 месяцев и более после окончания обучения, находящиеся под риском увольнения, не имеющие среднего профессионального или высшего образования и не обучающиеся в настоящее время.
Студенты, завершающие обучение в текущем году и не имеющие подходящей работы.
Граждане в возрасте 50 лет и старше, предпенсионеры.
Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
Неработающие женщины с детьми дошкольного возраста (от 0 до 7 лет).
Безработные астраханцы, зарегистрированные в органах службы занятости.
Программа действует до 2024 года. Пройти обучение можно только один раз.
Т-Таланты
В «Платформе» можно не только проходить обучение, но и раскрывать свои таланты. Здесь проходят занятия по литературному и цифровому творчеству, фотоискусству для детей, участников проекта по выявлению и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус».
У – уникальный опыт
Институт «Платформа» пытается найти педагогов, которые со своим уникальным опытом смогут открыть новые способы подготовки кадров. Пример - образовательный центр «Сириус». Он создает модели своего развития по следующей логике: педагог, например, выдающийся физик строит схему работы, по которой он привык обучать. «Сириус» не пытается сформировать новую методику процесса. Он считает, что нужно вкладывать деньги в того самого педагога, который свой опыт сможет спроектировать на детей или взрослого. И эта модель работает.
Институт «Платформа» в поиске похожей модели. И планируют ее анонсировать в ближайшее время
Ф – фасад
Во время реконструкции руководство института приняло решение бережно отнестись к фасаду памятника архитектуры. Здание не зашили дешевой плиткой, а привели в порядок. Даже убрали все Сплит-системы с лица здания.
Х – художественная ценность
После того, как «Платформа» приобрела современный вид - она стала настоящей художественной ценностью нашего города. И тысячи фотографий астраханцев на ее стенах тому подтверждение.
Шесть лет назад произошла реорганизация, и было принято решение объединить институт повышения квалификации и переподготовки, институт развития образовательных технологий и центр повышения квалификации, основная задача, которая стояла перед новой структурой, – повысить качество обучения учителей.
С 2017 года новая организация, институт «Платформа», сумела создать из рядового государственного учреждения систему, состоящую из нескольких автономных процессов, но в рамках единой автоматизированной системы. Так обучать стали не только преподавателей. В «Платформе» появился центр дополнительного образования детей, на котором стали отрабатываться практические модели повышения квалификации, а также активно использоваться ресурсы федерального центра и ведущих университетов для повышения квалификации педагогических работников.
Параллельно с обучающим процессом развивались учебные пространства: появлялись новые аудитории, закупалась техника для занятий, автоматизировался сам процесс записи на курс. Придя один раз в «Платформу», понимаешь – это эталон того, как должны выглядеть современные образовательные пространства. И, как говорил Базз Лайтер, бесконечность – не предел.
Ц – центры
Структура «Платформы» сейчас представляет из себя комьюнити центры, созданные под конкретные задачи в определённый период времени. Институт - это постоянно меняющая система, меняющаяся не реже чем раз в год. Несмотря на кажущийся бесконечным процесс реорганизации, схема организационной структуры всегда соответствует миссии «Платформы» и направлена на формирование системы ответственности, чтобы сотрудникам было легко отвечать за свою часть работы, не находясь под чрезмерным контролем руководства.
Ч – челлендж
В 2016 году, когда началось создание «Платформы», кроме соседей по дому больше никого в округе не было. Спустя время появился ресторан и фотостудия. Институт показал всем вокруг, как может стильно выглядеть памятник архитектуры.
Ш – школа под контролем
Также «Платформа» курирует несколько элементов цифровой образовательной среды. Один из них - «Моя школа», в которой выгружаются данные об учителях, свободных и занятых вакансий, уровне образования, данные о зарплате и много другое. На данный момент в этой среде уже более ста школ. До конца 2022 года планируется внедрить «Мою школу» во всех общеобразовательных организациях.
Задача Платформы – контролировать процесс внедрения системы и консультировать непосредственных участников процесса.
Э –Эксперимент
Работа института состоит также и из экспериментов. К примеру, «Платформа» сделала совместный проект с GlobalLab. Один из них — «Экспедиция». Проект направлен на летнее оздоровление детей. Институт участвовал в создании модельных образовательных программ, которые в дальнейшем тиражировались другими организациями, не только и не столько нашего региона.
Пробовали в «Платформе» создать и другие экспериментальные проекты. В частности, школьный театр на английском языке. Основная цель проекта не обучению иностранному языку и театральному мастерству, а получение новых коммуникационных навыков. Человек, который даже не владел английским языком, в рамках трехмесячной подготовки получал опыт социализации с разными возрастными группами. Изучали театральное мастерство и «инглиш», а потом на малой сцене ТЮЗа ставили спектакль.
Ю – юный
Обучают и переобучают в институте не только взрослых, но и детей. Школьники уже принимали участиях в экспериментах.
Как показала практика, уже реализованных в стенах Платформы проектов Яндекс Лицей и IT школа Samsung, ученик 10–11 классов, ещё не познавший все сложности офисной работы и работы на производствах, может спокойно получить базовые навыки программирования и уже готовым специалистом прийти в среднее или высшее учебное заведение. При этом успешно совмещать работу и свое дальнейшее профессиональное развитие в стенах университета.
В «Платформе» считают, что процесс обучения должен быть непрерывным. И цифровое творчество, в том числе программирование — неотъемлемая часть этого.
Я – ясно, как божий день, институт «Платформа» — яркое доказательство, что и в небольшом городе, и в государственном секторе можно и нужно создавать креативные пространства для развития той самой креативной экономики.
Автор: Редакция «МК в Астрахани»