Перечень этих мыслей содержится в утреннем молитвенном правиле – в молитве 10-й, по Пресвятой Богородице.
Начало этой молитвы звучит так:
«Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными молитвами отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления…»
Сначала обратим внимание на то, что производит непотребные помышления. Эти условия четко перечислены:
- уныние,
- забвение,
- неразумие,
- нерадение.
Уныние – когда нам кажется, что все у нас плохо, и лучше не будет.
Забвение – когда мы забываем, сколь великое множество блага мы приняли от Бога;
Неразумие – когда действует по своему разуму, не поразмыслив над волей Божьей.
Нерадение – когда знаем, что делать, но не делаем по лености или малодушию.
Все это порождает в нас непотребные помышления.
Они тоже четко перечислены, и их можно представить в виде своеобразной лестницы, которая ведет все ниже и ниже.
Итак, такие «ухудшающиеся» помышления следующие:
- скверные;
- лукавые;
- хульные.
Рассмотрим их последовательно.
Скверные помышления
Они легче всего распознаются и потому наименее опасны. Опасны, имеется в виду, в плане маскировки.
Сами по себе они отвратительны и грешны, если следовать у них на поводу.
Тем не менее, в виду своей откровенной внешней грязи – они легко распознаются духом и совестью.
Например, блудные помышления. Или помышления чревоугодия.
Любому христианину, даже без большого опыта духовной работы над собой, как правило, их легко распознать.
Остановить и не поддаться им - уже сложнее. Особенно если они стали следствием укоренившихся когда-то греховных привычек.
Однако легко их идентифицирующая совесть не даст долго им предаваться без сильных укоров, даже при повторном падении.
Лукавые помышления
Здесь уже сложнее. Их не так просто идентифицировать.
Лукавство в том и заключается, что греховный помысел, как правило, прикрывается благовидным предлогом.
Вот как об этих предлоги перечислил св. Иоанн Дамаскин:
· предлог здоровья, чтобы отказаться от правил воздержания, предписываемых Церковью;
· предлог приличия, чтобы не разорвать порочных связей;
· предлог семейного благосостояния, чтобы уволить себя от каких-либо пожертвований или удовлетворений другому;
· предлог мнимой потери, чтобы взять и оправдать несправедливую лихву;
· предлог принятого обычая, чтобы извинить нескромность нарядов;
· предлог чести, чтобы прикрыть злобу мщения.
Но лукавство на этом не останавливается.
У человека, который так и не дал себе труда их распознать, оно начинает из предлога неисполнения добродетели превращаться в порочные маски.
Маски - когда тот и или иной порок прикрывается маской добродетели. Начинается ее постепенное разложение под этой маской.
И тогда происходит самое опасное. На последней стадии этого разложения черное становится белым.
Откровенный порок именуется добродетелью. Это и есть высшая степень лукавства.
Человек свои пороки считает и порой вполне искренне – добродетелями.
· сребролюбие называет бережливостью;
· расточительность – щедростью;
· злословие – справедливостью;
· зависть – соревнованием;
· праздность – душевным спокойствием;
· гнев – благородством чувств;
· потворство – снисходительностью;
· жестокость – законною точностью;
· лесть – гибкостью характера;
· происки – желанием делать больше добра;
· малодушие – благоразумием;
· безрассудную отважность – храбростью;
· низость – смирением;
· гордость – чувством собственного достоинства.
Это все по тому же Иоанну Дамаскину.
Когда человек искренно заблуждается – ему еще можно помочь. Но страшнее всего – сознательное лукавство.
Когда человек сознательно «играет» добродетели, являющиеся масками его пороков.
Переход для такого человека на третью степень непотребных помышлений неизбежен.
Хульные помышления
Они поражают уже практически порабощенного пороками человека.
Сначала в виде сомнений, которые, все сильнее укрепляясь в человеке, наконец, пускают корни в виде сознательных убеждений.
Удар наносится по главному – по Богу и по вере в Него.
Человек начинает сомневаться или в Его существовании или в Его всемогуществе, или в Его благости.
Первое ведет к атеизму, второе – к суеверию, третье – к сатанизму.
Человек уже сознательно начинает смеяться над всем тем, чему раньше верил и чему продолжают верить миллионы разного рода «недоумков».
Гордыня самопревозношения неизбежно поражает такого человека, и на этой стадии помочь ему уже невозможно.
А Бог при этом отвращается от таких людей, предоставляя их следованию своим порой уже даже не маскирующимся порокам.
Напоследок отметим, что не зря молитва против всех этих последовательно «ухудшающихся» мыслей находится в обращении к Пресвятой Богородице.
Ее смирение, как защита от такого рода непотребных помышлений, есть и нам пример для спасительного подражания.