Найти в Дзене
Игорь Орлов

Самая трудная и таинственная книга Нового завета.

Оглавление
Апостол Иоанн Богослов и его ученик Прохор на острове Патмос
Апостол Иоанн Богослов и его ученик Прохор на острове Патмос

Апокалипсис Иоанна Богослова является единственной пророческой книгой Нового завета. Ей завершается Библия.

Книга была написана в конце первого века святым апостолом Иоанном на острове Патмос.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов, написавший Апокалипсис
Апостол и евангелист Иоанн Богослов, написавший Апокалипсис

В чем же трудность и таинственность этой книги?

Трудность.

Апостол, по вдохновению Духа Святаго, показывает трудную борьбу добра и зла, методы, которыми действует дьявол (антихрист), искушая, прельщая и совращая людей, страшные события последних времен, приход и победу Христа.

Таинственность.

В Апокалипсисе идет показ этой борьбы в сложных многослойных мистических образах. Эти образы не просто понять. Иоанн показывает через них, что будет предшествовать второму пришествию Христа, какие события, беды и состояние душ человеческих.

Семиглавый зверь, как образ антихриста, представленный в Апокалипсисе
Семиглавый зверь, как образ антихриста, представленный в Апокалипсисе

Удивительно.

Апокалипсис не читается в православных храмах на богослужениях, но читается в католических и протестантских церквях.

Почему эта книга не читается на богослужениях в православных храмах?

Причины две:

1. Она трудна для правильного понимания и объяснения.

2. Эта книга была включена в разряд канонических в 4 веке, когда уже были сформированы церковные богослужения православной церкви.

Как правильно читать книгу Апокалипсис?

  • Ее стоит читать только тем, кто предварительно изучил исторические и богословские книги Библии, прочитал не раз Евангелие и апостольские послания с толкованием святых. То есть человеку духовно и богословски подготовленному.
  • Ее не рекомендуют читать новоначальным (можно не понять ее правильно и построить ложные образы борьбы добра и зла, представленные в Библии).
  • Книгу Апокалипсис рекомендуют читать только в контексте всего Священного Писания. Гораздо ценней, безопасней и правильней, как говорят все христианские святые, чаще и внимательней читать Евангелие.
  • К любым пророчествам стоит относится с большой осторожностью, так как будущее не ведает никто, кроме Бога. А Бог не все открывает человеку, для его же блага.

Как искажали понимание Апокалипсиса?

  • Одни относят содержание книги к конкретной эпохе, в которой она была написана, то есть к концу первого века. Тогда были гонения на христиан и верующие христиане ждали скорейшего прихода Христа и спасения их от мучений.
  • Другие, напротив, видят в событиях Апокалипсиса – историческую аллегорию, нашу современную реальность или события ближайшего для нас будущего.
  • Третьи, в каждом политическом и военном катаклизме, стихийном бедствии, видят начало конца Света. Пугаются от каждого шороха и возводят ложные прогнозы. Пугливость - не добродетельное качество. Напротив.

Ни один из таких подходов к пониманию Апокалипсиса не является полным и верным.

Послесловие.

Апокалипсис написан не для точности прогнозирования конца Света, Страшного суда, прихода антихриста и второго пришествия Христа, не для глубинного страха жизни, будущего и его событий.

Апостол Иоанн (апостол любви, любимый ученик Христа) не ставил целью запугать людей, христиан. Он просто описывает данное ему Богом откровение. Но в контексте всей Библии это описание помогает бдительности христиан и правильной духовной жизни, с Богом и по Богу. Добро все равно победит, антихрист сгинет, Свет Христов воссияет. Но борьба не будет простой. Поле битвы - сердце человека.

Фрагмент фрески по мотивам Апокалипсиса Иоанна Богослова: второе пришествие Христа и Страшный суд
Фрагмент фрески по мотивам Апокалипсиса Иоанна Богослова: второе пришествие Христа и Страшный суд

Если чтение этой книги настраивает на такой лад, духовный настрой читающего и внимающего – то это правильный настрой.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.