Современный мир диктует свои условия. Повседневность и рутина наравне с ускользающими развлечениями и мимолётными удовольствиями ловко уводят от главного – от Бога. Но стоит ли винить только внешние факторы? Наверняка в водовороте событий есть место и собственной забывчивости. Что же делать, чтобы противостоять навязанным, а может быть и надуманным соблазнам и избежать духовного угасания? Ответы есть у наших собеседников.
Не бежать от скорбей
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:
– Главным в нашей вере является Христос, а в нашей жизни – выстраивание отношений между Богом и человеком. На мой взгляд, единственный способ не забывать о главном в наше время – быть мужественным, не бежать от скорбей, от трудностей, возникающих в результате общения с разными людьми: старшими и младшими, слабыми и сильными. Они неизбежны, потому что без них мы намного быстрее забываем Бога. Порой скорби посылаются Господом как средство, как некая возможность не забывать, что главное в нашей жизни – Он Сам. Ведь если ты терпишь, смиряешься, молишься, то именно так учишься быть со Христом.
Если человек пытается избавиться от забот, обременяющих сегодня каждого, избежать искушений, посылаемых Богом, или же спрятаться от них, а единственной молитвой становятся слова: «Господи, избавь меня от скорби и боли», – то у человека не будет никаких шансов к исправлению. Все трудности нужно принимать как лекарство, которое может исцелить от повседневной суеты, от вредных привычек.
Что ещё можно посоветовать? Регулярно молиться. Все святые отцы говорят, что правило необходимо и монаху, и мирянину. Пусть для мирянина это правило будет кратким (состоять из утренних и вечерних молитв), но постоянным, которое он будет читать несмотря ни на что и всегда вспоминать о Боге. Святитель Феофан Затворник советует навыкать непрестанной молитве, читая в течение дня краткие молитвы. Например, из вечернего правила или Иисусову молитву.
И наконец самое действенное средство – не оставлять церковного собрания. Для этого нужно полюбить богослужение и научиться разбираться в нем. В большинстве случаев наши прихожане уходят из храма или охладевают к духовной жизни именно потому, что не понимают и, как следствие, не любят богослужение. Хотя на самом деле ничего сложного в нем нет. Чтобы разобраться в службе, почувствовать её строй требуются усидчивость и неравнодушие. Нужно взять себе за правило хотя бы раз в неделю, невзирая на обстоятельства, прийти в храм, чтобы поучаствовать в богослужении. Ведь всё это, как ниточка, связывает нас с Церковью и с Богом.
Увидеть себя погибающим
Священник Сергий Буриков, благочинный Новоузенского округа:
– В свете событий, которые в последнее время происходят в мире, мы видим, что Европа, некогда считавшаяся колыбелью христианской цивилизации, отступила от веры и, не стесняясь, называет себя постхристианской, уверяет, что христианство устарело, исчерпало себя. Но если посмотреть на качества человеческой души, к которым обращено христианство, можно заметить, что они не меняются на протяжении столетий. И как они не устаревают, так и не устаревает христианство.
Сейчас говорят, что Церковь возрождается, но практика проведения огласительных бесед перед Таинством Крещения показывает, что за это время невозможно донести до человека то, что знать необходимо. А как же вера? Её невозможно дать человеку, хотя она является главным условием для совершения таинства. Люди принимают Крещение, но не становятся члена ми христианской общины и продолжают жить вне Церкви.
Мы называем Христа Спасителем. Почему? Святые отцы учили, что вне Церкви нет спасения и Спаситель нужен тому, кто погибает. Человек призван творить добро, молиться, однако это не означает, что он может спастись своими силами. Представители других конфессий тоже скажут вам, что спастись может праведник – тот, кто соблюдает заповеди, совершает добрые дела. Но христиане приходят в храм, чтобы участвовать в великих таинствах Исповеди и Причастия, чтобы, будучи земными и тленными, приобщиться вечности и самому Богу.
Христианство учит, что в рай может войти грешник и разбойник. За что? За единственный вздох покаяния. Бог как сердцеведец знает, что на самом деле творится с душой. В святцах столько угодников, которые были крещёными и были разбойниками. Господь коснулся их сердец, и жизнь переменилась. Покаяние было так глубоко, что они считали себя недостойными даже ходить как все люди. Они ползали на четвереньках, принимали подвиг юродства, уходили в затвор. Их пример лишь подтверждает, что человек спасается Жертвой Христовой. Об этом нужно всегда помнить.
Тот, кто надеется войти в рай только благодаря своим добрым делам, надеется тщетно. Апостол Иаков говорил: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). Но дела – приложение к тому, для чего люди приходят в храм. Мы, в первую очередь, должны стать причастниками Церкви Христовой и быть честными и искренними перед Богом. Мы находимся в состоянии греха, поэтому и удобопреклонны к нему. Неслучайно апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,18-19). Мы ничего не можем поделать с нашей падшей природой. Симеон Новый Богослов писал, что здравие человеческой души начинается, когда человек видит, что грехов у него «паче песка морского». И наша задача сегодня увидеть себя погибающими, которым нужен Спаситель, Церковь и Таинства.
Быть внимательным к себе
Священник Константин Солнцев, настоятель храма во имя Архангела Михаила с. Перелюб:
– Иисус Христос, как и христианство, во все времена остаётся прежним. Спаситель мира пришел две тысячи лет назад, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 15).
Христос – смирение и любовь. В жизни много суеты и, к сожалению, как говорил святитель Тихон Задонский: «Христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерство». Мы во многом впали в обрядовость, в угождение этому погибающему миру. Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы», но когда мы возводим милосердие в ранг единственной и первостепенной деятельности, то уходим от главного – от следования за Христом.
Чтобы не забыть о Боге, человек должен стараться тщательно исполнять заповеди, внимательно и трезвенно относиться к себе, молиться, соблюдать пост, который по слову Господа является борьбой с врагом рода человеческого, ходить в храм и участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия, дарованных Христом, и всегда помнить, что только Он может спасти нас.
Однажды я посмотрел фильм «Обитель веры и любви» о Среднеуральском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». И вот глядя на монахов – свет миру, которые отрешились от него не из страха, а по любви к Богу, вспоминаешь о своей жизни, понимаешь, что и в этом мире можно спастись. И люди спасаются. Во все времена Христос помогает тем, кто идёт за Ним или тянется к Нему, поэтому «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Любить своё дело
Юлия Кабдуллаевна Земскова, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии:
– На данный момент меня слишком занимает мирская суета – впереди ждёт череда ответственных мероприятий. Но я считаю, что всё дано Богом. И мне остаётся лишь сделать своё дело. Да, в современном мире много соблазнов и искушений. При этом очень важно не очерстветь, не стать равнодушным и теплохладным. Святые отцы советуют отсекать от себя всё лишнее. Я избрала для себя такой путь – качественно выполнять то дело, которое мне вверено, будь то профессиональные обязанности или домашние заботы. Может это и детский пример, но вот сказали тебе испечь торт – испеки, только с любовью, а не для галочки, чтобы от тебя поскорее отстали. Собственное старание тоже не стоит присваивать себе – такому хорошему и замечательному. Порой фраза «на все воля Божия» звучит как оправдание, ссылка на случайность. Но это не так. Действительно, всё, что делается и происходит, происходит по воле Господа.
Ещё мне кажется очень важным осознание того, что в жизни случается многое, что мы не в силах изменить, как бы ни старались. Ну, например, нельзя запретить пользоваться современными гаджетами и уповать, что благодаря этому запрету ребёнок будет воспитан идеально. Существуют пансионы, где дети живут в изоляции от компьютеров, телевидения, Интернета. А за этим стоит другая опасность – дети вырастут и столкнутся с жизнью и всеми соблазнами, о которых раньше не знали.
Поэтому нужно уметь закрывать глаза на какие-то вещи, прощать и смиряться, только не превращаться в безвольное существо. Иногда за этим безволием скрывается нежелание идти за Христом. В определённые моменты нужно быть твёрдым, говорить «нет» и себе, и другим. В давние времена святые терпели жесточайшие пытки, но не отрекались от веры, а сейчас нет ни гонений, ни пыток, и, тем не менее, мы порой не можем отказаться в пост от скоромной пищи. Конечно, нельзя унывать, потому что христианство это не набор догматов, это жизнь. Бог, зная наши ошибки, всё равно нам помогает. И мы должны в чём-то себе отказывать, а не жить в угоду современному лозунгу: «Бери от жизни всё и не отдавай ничего». Христос даёт человеку очень многое, ничего не требуя взамен. И человек обязан служить Господу всем сердцем, следить за собой, участвовать в Таинствах, не забывая о мирских делах, порученных нам Богом.
2014 г.