У р о к № 7
СОРОК ЛЕТ В ПУСТЫНЕ
Цель урока: Развить в детях понимание значимости доверия и верности как важных духовно-нравственных ценностей. Соответственно, на отрицательных примерах поведения израильтян выявить деструктивные последствия недоверия, малодушия, ропота и вероломства.
Оборудование: доска, мел, детская Библия.
План урока:
1. Повторение заповедей.
2. Золотой телец и скиния.
3. Осмотр Ханаанской земли. Эксперимент «Падение».
4. Сорок лет в пустыне. Медный змей. Эксперимент «Проход сквозь стену».
Описание урока:
Здравствуйте, ребята! Какая у нас в этом году самая важная цифра?.. Да, десять. А что она означает?.. Правильно, Десять заповедей, которые мы уже изучили. Вы их помните?.. Давайте проверим. (Учитель коллективно с детьми вспоминает Десять заповедей.)
Сегодня мы с вами узнаем, что же произошло дальше с израильтянами, когда они получили от Бога эти заповеди. А по ходу рассказа мы будем особо обращать внимание на то, как важно уметь быть верным своим обещаниям и сохранять доверие и верность Богу. И соответственно увидим, к каким тяжелым последствиям приводит неверность, ропот и малодушие. Мы столкнемся с тремя случаями неверности израильтян Богу, и вы в этом сами убедитесь.
Кто из вас помнит, сколько дней Моисей, получая заповеди, пробыл на вершине горы?.. Да, сорок дней. И вот Бог повелел Моисею: «Скорее ступай вниз, спустись к своему народу, ибо народ этот изменил Мне!..»
Знаете, что произошло за эти сорок дней? Люди ждали-ждали Моисея, а потом сказали себе: «Надоело нам ждать! Не знаем, что с ним, может быть, он уже умер. Сделаем себе бога по образу тех богов, которые были у нас в Египте…» Они собрали все золотые украшения, которые у них нашлись, расплавили их и вылили изображение быка – золотого тельца. Оказывается, у египтян был такой бог по имени Апис, в образе быка, которому они поклонялись как настоящему Богу. И вот, когда Моисей спустился с горы, он увидел, что израильтяне пляшут, поют и веселятся вокруг изображения этого идола – золотого тельца.
Нехорошо поступили израильтяне?.. Какие заповеди, из тех, что нес им Моисей они, сами не ведая того, нарушили?.. Правильно – первую: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов». И вторую: «Не делай себе кумира».
Моисей воспламенился гневом, велел взять золотого тельца, сжечь его и прах рассыпать по воде. А после этого случая, чтобы израильтяне не делали себе больше идолов, Бог повелел построить первый переносной походный храм, в котором израильтяне могли бы поклоняться только Ему. Этот храм назывался скинией, и представлял собой большую палатку (иллюстрация в д. Библии), внутри которой находился сделанный из золота ящик, он назывался «ковчег», в который Моисей положил каменные скрижали с заповедями. Когда израильтяне двигались в путь, храм-палатка разбиралась и переносилась на новое место вместе с ковчегом.
После получения заповедей израильтяне снова двинулись в путь. Помните, как их вел Бог?.. Да, днем в виде… облачного столпа, а ночью – огненного. Знаете, куда ведет их Бог? Он ведет их в Ханаанскую землю, землю, которую Он обещал еще Аврааму оставить его потомкам в наследство – помните, когда они с Лотом выбирали земли?.. И вот сейчас это обещание должно исполниться. Израильский народ – потомки Авраама – идут в обещанную им Богом Ханаанскую землю. Казалось бы, все хорошо… Если бы не еще один случай неверности израильтян, из-за которого они не смогут сразу войти в эту землю. Будьте внимательны! Что же произошло?
Когда они подошли к Ханаанской земле, Моисей велел выслать в нее разведчиков, чтобы предварительно осмотреть ее. Эта земля не была пустой. На ней уже жили целых семь ханаанских народов. Были выбраны 12 человек, которые 40 дней осматривали землю. Они нашли там чудные сады, луга, на которых паслось множество коров – земля была такая плодородная, что, казалось, она сама течет молоком и медом. Они даже принесли с собой огромную кисть винограда, которую едва смогли тащить два человека (иллюстрация в д. Библии).
Но когда они стали рассказывать о том, что видели – они разделились на две неравные части. Десять из них стали говорить: «Земля-то прекрасная и плодородная, но она не достанется нам… Там живут такие сильные люди, почти великаны, и города у них укрепленные, со стенами… Нам их не завоевать…» И только двое говорили: «Пойдемте! С нами Бог! Он нам поможет завоевать эти города и поселиться здесь!..» К сожалению, израильтяне послушали тех, кого было больше. Они стали малодушно роптать и упрекать Моисея: «Зачем ты нас привел сюда?! Нам никогда не поселиться в этой земле!..» Хорошо они себя ведут?.. Нет, а почему?.. (Мнения детей.) Да, ребята, они снова перестали доверять Богу, нарушили свое обещание быть Ему верными после того, как Моисей принес им Десять заповедей и сокрушил золотого тельца.
Тогда Бог говорит Моисею: «Опять мой народ перестал Мне верить. Неужели Я, Который вывел их из Египта, перевел через море, дал им и пищу, и воду, не помог бы им в борьбе с ханаанскими народами, людьми грешными и злыми?.. Я накажу Мой народ за это недоверие и малодушие! Передай всему народу, что все люди старше восемнадцати лет, все, кто малодушно роптал и не хотел идти, – все они не войдут в Ханаанскую землю. Сорок лет они будут бродить по пустыне, пока не умрут. За каждый день осмотра Я даю наказание – один год. Сорок дней – сорок лет! И только через сорок лет, когда умрут все роптавшие, их дети войдут в эту обещанную Мною Аврааму землю!..»
Вот так, ребята, видите, к чему привело это малодушное недоверие израильтян Своему Богу! Они действительно сорок лет будут бродить по пустыне, пока не закончится срок наказания.
А как вы вообще думаете, доверять, быть твердым и верным, держать свои обещания – это легко или это трудно?.. Поднимите руки те, кто думает, что это легко!.. А теперь, кто думает, что это трудно?.. Давайте сейчас с вами проведем эксперимент на доверие и посмотрим. Кто хочет поучаствовать? (Учитель приглашает одного мальчика.)
Эксперимент называется «Падение». Ты сейчас станешь ко мне спиной и, расставив руки по сторонам, будешь падать назад. Ты не должен бояться упасть, потому что сзади стою я и обязательно тебя поймаю. Ты должен мне верить и доверять моему обещанию, поймать тебя, не допустив падения. Так, готов? Тогда падай!.. (Учитель ловит падающего ученика. Как правило, далеко не каждому удается спокойно, доверившись учителю, падать назад. Учитель приглашает еще нескольких учащихся.)
Да, ребята, оказывается не совсем это и просто – доверять. И доверять Богу тоже не так просто. Для этого нужна очень крепкая вера. Чуть позже мы проведем еще один эксперимент на доверие.
Итак, израильтяне вынуждены были сорок лет бродить по пустыне в наказание за недоверие Богу. Шло время, год за годом, и вот заканчиваются эти сорок лет. Осталось совсем немного, но… израильтяне снова стали малодушествовать и роптать на Бога и против Моисея: «Зачем мы вышли из Египта? Надоело нам бродить по пустыне. Опротивела нам эта манна! Сколько можно ее есть?!..» Это был уже третий случай ропота и возмущения израильтян.
И вдруг неожиданно в пустыне, где они находились, появилось очень много ядовитых змей, которые стали жалить израильтян, и они стали умирать. Только после этого они поняли, что это наказание Божье. Они пришли к Моисею и начали раскаиваться: «Согрешили мы, когда говорили против Бога и против тебя. Помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змей!..» Моисей стал молиться, и вот что Бог ему повелел: «Сделай себе из меди изображения змея и выставь его на всеобщее обозрение. Любой ужаленный пусть придет к этому змею, посмотрит на него и тогда останется жив…»
Моисей так и сделал. Он выставил большого медного змея и повесил его, возможно, на кресте в центре стоянки израильтян, чтобы ужаленные могли прийти, посмотреть на него и остаться в живых. А теперь скажите, ребята, почему это тоже была своеобразная проверка для израильтян – будут ли они доверять Господу?.. (Мнения детей.) Да, наверно, не всякий ужаленный шел смотреть на этого змея. Тот, кто не верил в то, что достаточно взглянуть на этого змея и останешься в живых, тот не шел смотреть и умирал. Такой человек наверно думал: «Нужно срочно очищать кровь, удалять яд, прижигать рану!.. Разве спасешься от одного взгляда?..» Тот, кто так рассуждал, не доверял Богу, не шел смотреть на змея и умирал. А тот, кто доверял Богу – шел и смотрел, думая: «Если Бог сказал, то значит, это действительно поможет!» И действительно оставался в живых (иллюстрация в д. Библии).
Но легко ли было поверить в спасительность одного лишь взгляда на медного змея?.. Как вы думаете?.. Это же опять была проверка на то, будут ли израильтяне доверять Богу. Давайте проведем еще один эксперимент на доверие. Он называется «Проход сквозь стену». Кто хочет поучаствовать? (Учитель выбирает желающего ученика и против него выстраивает «стену» из двух человек, стоящих плотно плечом к плечу. Сам становится за «стеной» на некотором расстоянии от нее.) Твоя задача закрыть глаза и быстрым шагом пройти сквозь «стену» и идти, не замедляя шага, до тех пор, пока я тебя не остановлю. Ты можешь не бояться, потому что, как только ты подойдешь, - «стена» раздвинется, и ты пройдешь сквозь нее, и я тебя в любом случае остановлю. Ты не налетишь на дверь или стены. Итак, готов? Тогда закрой глаза и вперед!.. (Учитель проводит этот эксперимент с несколькими испытуемыми. Можно организовать выборы «самых смелых». Как правило, многие непроизвольно замедляют шаг перед «стеной» или перед учителем.)
Да, ребята, вы видите, что доверие – не такое простое дело и требует иногда даже настоящего мужества. Но это очень важное качество человека. А к чему приводят недоверие, малодушие и ропот, мы с вами уже убедились на примере Израильского народа. В последнем случае с медным змеем умерли все, кто не поверил, что достаточно взглянуть на медного змея и останешься в живых. А после этого заканчиваются сорок лет странствования израильтян по пустыне и они снова – точнее, это уже были дети тех, кто сорок лет назад роптал и возмущался – подходят к Ханаанской земле. А вот как они туда войдут, мы узнаем на следующем уроке. До свидания!
Краткое содержание:
Главная цифра. Устное повторение заповедей.
Важность доверия и верности. Три случая неверности израильтян.
Моисей – 40 дней на вершине Синая. Золотой телец (в Египте – бык Апис). Какие заповеди нарушили? Сооружение скинии – походного храма. Ковчег с заповедями.
Граница Ханаанской земли. 12 разведчиков в Ханаане. 40-дневный осмотр. Разделение: 10 и 2. Ропот и малодушие израильтян. Почему? Перестали доверять Богу. Наказание – 40-летнее хождение по пустыне. Легко ли доверять? Эксперимент «Падение».
Новый ропот израильтян в конце 40-летних странствий. Змеи в пустыне. Медный змей. Почему это было испытание на доверие Богу? Варианты действий при доверии и недоверии. Эксперимент «Проход сквозь стену».
Доверие требует мужества. Смерть всех недоверявших. Их дети снова подходят к Ханаанской земле. Как войдут – узнаем на следующем уроке.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь