РЭТ – Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая
Бумажные деньги могут именоваться по-разному: дензнаки, боны, банкноты, кредитные деньги, казначейские билеты – как эмитент пожелает, так и напишут.
В 1918 году Бельгийское о-во Ростовского н-Д. Трамвая решило назвать выпущенные им суррогатные денежные знаки коротко и понятно – «сдача».
Для начала обратим внимание на само название эмитента.
В названии компании имеется лишь ссылка на национальную принадлежность ее капитала – «Бельгийское о-во» – и на сферу его приложения – «Трамвай»: так обычно называют первопроходцев в том или ином бизнесе, которому не нужно обособляться от конкурентов – они как таковые еще отсутствуют.
Бельгийцы в Ростове-на-Дону были первопроходцами во многом.
Заключив в 1898 году договор с местной городской управой на создание сервиса под название «электрический трамвай», им пришлось построить в городе электростанцию, заменить рельсы и шпалы от конки на новые, приобрести и доставить в Ростов-на-Дону трамваи, да еще и обучить ростовчан водить эти самые трамваи и их ремонтировать.
С конкурентами бельгийцам повезло вдвойне: электрического трамвая в городе не было, а директор существующей конно-железной дороги Иосиф Моисеевич Файн не стал ставить палки в колеса тем, кто реально отбирал у конки часть пирога.
Так они какое-то время существовали параллельно, хоть и не без приключений: 18 декабря 1901 г. вагон конки врезался в электрический трамвай – лошадка-то не имела автоматического механизма торможения.
К 1914 году ростовский трамвай уже освоил 8 маршрутов.
1918 год, страна сменила и название, и тех, кто этой страной управлял, а металлические монеты любого достоинства из обращения исчезли.
А вот электрический ростовский трамвай не исчез – он продолжал перевозить ростовчан и даже освоил для себя функцию эмитента денежных знаков.
«Сдача» – так было написано на купоне размером 4.5 см х 8 см – коротко и понятно
Те, кто пользовался трамваем каждый день, не отказывались принимать от контролера бумажные купоны мелкого достоинства – 1 копейка, 2 копейки и 5 копеек.
Купоны на руках у горожан фактически представляли собой беспроцентный кредит, который ростовчане оказывали трамвайной компании в счет своих будущих поездок.
Год выпуска на купоне бельгийцы не печатали, нумерацию – не предусмотрели, а вот печать на обороте – ставили: это чтобы хоть как-то воспрепятствовать желанию ростовчан «проехаться зайцем на электричестве».