Многие святые указывают на прямую связь этого чуда Иисуса Христа с каждым человеком, каждой человеческой душою.
Давайте присмотримся к нему:
«В одной из синагог учил Он в субботу;
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». Лк. 13. 10-13.
Обратим, прежде всего, внимание на выражение «дух немощи».
Такими словами Иисус Христос недвусмысленно указывает на то, что любая болезнь имеет кроме физической еще и духовную основу.
Женщина, с одной стороны, сгорблена физически, и ее болезнь имеет ярко выраженный физический недостаток, но с другой стороны с нею связана одновременно и духовная немощь.
Иисус Христос, вступив в полемику с начальником синагоги, возмутившимся, что исцеление произошло в субботу, прямо говорит об этом:
«Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» Лк. 13. 16.
То есть ее физическая немощь была напрямую вызвана духовными причинами – «связанностью сатаной».
Об этом нужно помнить и нам, когда мы в очередной раз заболеваем.
Поэтому над своей духовной немощью и способами ее исцеления мы должны подумать и позаботиться не меньше, чем над лекарственно-терапевтическими средствами.
С чего же начинается эта духовная немощь?
Об этом ясно и недвусмысленно говорит и св. Феофилакт Болгарский:
«Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном и Божественном… Разве не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века?..»
Разве все не о каждом из нас?
Действительно, сначала житейские заботы, даже помимо нашей воли, пригибают нас к земле. Вокруг столько дел и забот, что к ним поневоле приковано внимание.
И духовный стержень нашей веры начинает искривляться, если мы постоянно не выпрямляем его молитвой, таинствами и исполнением заповедей.
Чем дольше мы живем такой жизнью, тем менее начинаем помышлять о «будущем веке».
Но еще хуже бывает, когда мы, «постоянно согрешая», еще и начинаем нарушать Божьи заповеди.
Тут уже происходит не просто «пригибание» и «искривление» - начинается «окостенение» этого состояния.
Происходит то, что и произошло с женщиной – мы становимся по-настоящему «связанными сатаной» и уже не можем разогнуться без «посторонней» помощи.
И эта помощь может прийти только от нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Только Он может разрешить нас в первую очередь от духовных уз немощи, то есть от ее «связанности» сатаной.
Вот как об этом пишет св. Иоанн Кронштадтский:
«Итак, скорченная женщина, исцеленная Спасителем, означает душу нашу, скорченную грехом и диаволом. И что было бы с нашей душой, если бы Иисус Христос не пришел на землю спасти род человеческий от насильства диавола и страстей: что бы было, если бы Он не спасал нас постоянно, разрешая узы греховные? Все мы были бы подобны этой скорченной женщине… пресмыкались бы по земле, смотрели бы только в землю и не воззрели бы к Отечеству Небесному, и не имели бы горних, небесных помыслов, желаний и стремлений, а утопали бы лишь в земных, суетных заботах и делах».
Итак, св. Иоанн Кронштадтский однозначно говорит, что мы все, каждый из нас, подобен этой «скорченной женщине».
Мы все пресмыкаемся по земле, и действительно смотрели бы только в нее и не помышляли о небесном Отечестве, если бы не наш божественны Спаситель.
Только от Его божественного прикосновения мы можем разогнуться и стать не «пресмыкающимися», а людьми, разорвавшими узы рабства у сатаны.
Об этом никак нельзя забывать в любой нашей немощи, которая в очередной раз будет нас «корчить» и «пригибать» к земле.
Хотелось бы остановить внимание и на самой этой скорченной женщине.
Мы не можем судить о духовных причинах ее скорченности и ее грехах – об этом ничего не говорится в Евангелии.
Но есть одна очень важная деталь, которая многое говорит о ее духовном состоянии.
Несмотря на то, что в виду ее физического состояния, ей было неимоверно трудно это сделать, она все равно каждую субботу спешила в синагогу, чтобы послушать слова божественного Писания.
Она все равно не теряла надежду на то, что ей можно помочь в ее состоянии, и эта надежда связывалась у нее именно с этими посещениями, и она не была посрамлена в этой надежде.
Большой урок для нас.
Когда мы по привычке идем в храм или по болезни спокойно пропускаем воскресные богослужения, пусть перед нашими глазами встанет эта скорченная женщина.
В виду ее состояния ее вряд ли кто мог упрекнуть в пропуске служб, но она все равно, преодолевая все трудности, вновь и вновь спешила на них, и оказалась вознаграждена.
Я уже не говорю о тех, которые вообще с пренебрежением смотрят на все «поповские службы» и в храм не заглядывают вообще.
Безнадежная «связанность сатаной» для таких людей неизбежна.