Порой скажешь что-то раз десять, повторишь просьбу раз пять, сделаешь в который раз замечание, а дети не слышат. Почему так происходит? Может, проблема не в самих детях, а в особенностях их восприятия. Мы же обращаемся к ним, как к взрослым, жалуемся на непонимание и не знаем, как достучаться до любимого человечка. Психологи, наблюдающие за поведением детей, указывают на самые распространенные ошибки взрослых.
Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online
Важен зрительный контакт.
Мозг ребенка несовершенен и способен сосредоточиться только на одной задаче. Увлекшись игрой, малыш просто не воспринимает маминого голоса. Поэтому, прежде чем говорить, необходимо переключить внимание на себя. Лучший способ – установить зрительный контакт, а затем разговаривать.
Многоуровневые просьбы.
По этой же причине не стоит давать детям сразу несколько заданий одновременно. Пусть выполняет маленькие задания: надень носочки, надень туфельки, застегни их. Если проговорить все эти действия сразу, ребенок, скорее всего ничего не сделает. Многие последовательности и алгоритмы, которые кажутся взрослым элементарными, непосильны для детского мозга.
Косвенные указания бесполезны.
Мама возмущается: «Ты понимаешь, что делаешь, разве так можно, тебе нравится ходить грязнулей?» Конечно, если бы мы увидели ситуацию, то поняли бы, о чем речь. Неоднозначное указание ставит ребенка в тупик. Отсутствие опыта и неразвитость речи затрудняют понимание. В результате малыш игнорирует подобные вопросы. Чтобы ребенок услышал, необходимо ставить конкретные задачи.
Долгие объяснения.
Нравоучительные беседы в какой-то степени полезны, но не всегда воспринимаются ребенком. Порой он запутывается в многословной родительской речи. Говорите четко и понятно без лишних негативных предположений, указаний, угроз. Если ребенок не слушается, не старайтесь менять его поведения. Попробуйте изменить обстоятельства, особенно если они небезопасны для малыша. Например, перенесите кресло, на котором любит прыгать ребенок, от телевизора в другую комнату.
Не кричите.
Дети реагируют на крик, чтобы избежать наказания и гнева родителей. Крик значимого человека блокирует мыслительную деятельность ребенка. Если малыш и ответил на крик – это не значит, что он вас услышал. Будьте последовательны. Не повторяйте просьбы несколько раз, добивайтесь выполнения сразу. Тогда и кричать не придется.
Дайте время.
Психика ребенка несовершенна. Чтобы переключится на другой вид деятельности нужно время. Помогите малышу. Например, переведите ненавязчиво игру в требуемое действие. Например, предложите пойти дочке пообедать вместе с куклой. Дайте время, чтобы закончить игру: ещё два круга проедешь на велосипеде и пойдем домой.
Напоминалки для рутинных действий.
Каждый день мамы по несколько раз повторяют одно и то же: «Вымой руки, заправь постель, убери игрушки…» Со временем ребенок настолько привыкает к таким фразам, что они перестают иметь для него значение. Воспользуйтесь особенностями зрительной памяти. Психологи советуют делать напоминалки в виде картинок, звуковых сигналов, календарей и расписаний.
Не используйте частицу «не».
Ученые считают, что люди игнорируют в речи эту частицу, и воспринимают отрицание, как призыв к действию. Последите за своей речью. Конечно, проще сказать: «не хлопай дверями», но чтобы ребенок понял, предложите закрыть дверь так, чтобы никто не услышал.
Постоянные замечания.
Заботливые мамы постоянно одергивают своих детей: «не ходи», «стой», «так не надо делать». В результате беспричинные замечания воспринимаются ребенком как фон. Употребляйте их только в тех случаях, когда они действительно нужны. А лучше создайте для ребенка безопасное пространство, показывайте, как правильно поступать.
Учитесь слушать ребенка сами.
Погружайтесь в игры и повседневную жизнь малыша, не отвлекаясь на разные раздражители. Вы – пример для него. От вас он учится слушать. Даже несколько минут искренней вовлеченности в игру насытят малыша и подарят вам время для отдыха. Выслушивайте ребенка до конца, задавайте вопросы, оценивайте сказанное, поощряйте достижения, рассказом о которых он поделился.
Помните, изменить отношения с ребенком не поздно ни в каком возрасте. Будьте внимательны, вежливы, последовательны, ищите в людях только позитивные стороны, не критикуйте, не повышайте голос. Дети копируют поведение взрослых. Они обязательно вас услышат!
Узнайте больше о развитии детей, о новых тенденциях развития и воспитания в нашем образовательном портале ДО.online