Владимир Потанин в интервью РБК рассказал о том, как британские санкции отразились на «Норникеле», как будет развиваться импортозамещение в текущих условиях, и о возобновлении переговоров об объединении с UC Rusal
Главные тезисы – в нашем посте:
- В нынешних условиях более правильно стимулировать инвестиционную деятельность в России, а не выводить капитал из страны. Вывод капитала в долгосрочном плане очень опасен. Даже если временный уход капитала стимулирует укрепление доллара по отношению к рублю и более сбалансированный курс, все равно это глобально наносит слишком большой вред экономике.
Если расчеты будут увеличиваться в такого рода [мягких] валютах, приток других валют в страну увеличится; соответственно, это позволит сделать курс более сбалансированным. Увеличение импорта — да, это неплохо, но, грубо говоря, если с нами отказываются сотрудничать, то что мы будем покупать? Вывоз капитала — я бы, честно говоря, особо не стимулировал это дело, потому что это в долгосрочном плане очень опасно. Мы же все-таки хотим, чтобы капиталы текли в Россию. Сейчас ситуация такая, какая она есть. Но в среднесрочном и долгосрочном плане мы бы хотели, чтобы в Россию инвестировали, инвестировали в самых разных валютах и самые разные инвесторы. А уж свои, отечественные — точно.
- Санкции, которые Великобритания ввела в отношении В. Потанина, не затрагивают «Норникель». Безусловно, санкции оказывают некоторое давление на партнеров и контрагентов компании, но уже сейчас происходит переориентация поставок на рынки дружественных стран, перестраиваются отношения с банками как в части расчетов за продукцию «Норникеля», так и в части кредитования.
Санкции, которые введены, они касаются персонально меня и, согласно анализу <...>, не затрагивают компанию <...>. Наши партнеры, контрагенты, — они это знают. Конечно, на них это оказывает давление, эта санкционная шумиха. Но они являются солидными компаниями, в которых работают порядочные люди, которые стремятся сохранить свою деловую репутацию <...>. И поэтому компания действует в условиях давления, но в управляемом режиме.
- «Норникель» согласился обсудить процесс слияния с UC Rusal – это позволит создать «национального чемпиона». Кроме того, слияние позволит диверсифицировать акционерный состав и дополнительно приобрести «санкционную устойчивость». Потенциальное слияние двух компаний — альтернатива продлению акционерного соглашения, которое истекает в конце этого года.
Сейчас появились другие факторы, из-за которых я готов разговаривать о слиянии UC Rusal и «Норникеля». Это устойчивость, это «зеленая» повестка. UC Rusal является компанией, которая производит наиболее «зеленый» алюминий из всех других компаний. «Норильский никель» тоже делает большие усилия в этом направлении и производит никель, палладий для батареек для тоже будущей зеленой экономики. Плюс необходимость и диверсифицировать акционерный состав, и «санкционную устойчивость» дополнительную приобретать. Получать, если требуется, государственную поддержку для своих проектов в России. Все это заставило нас вернуться к этому предложению UC Rusal.
- Важным технологическим шагом для спасения экономики будет применение цифровых валют. Возможно, это будут национальные валюты. Возможно, государства выработают между собой какие-то международные способы цифровых расчетов. Но в любом случае, это обезопасит не только российские компании, но и зарубежные.
Я думаю, что важным технологическим шагом будет применение цифровых технологий, цифровых валют. Возможно, это будут национальные валюты. Возможно, государства выработают между собой какие-то международные способы цифровых расчетов. И это, с одной стороны, позволит уйти от традиционных, то, что называется hard currency, от твердых валют и обезопасить не только нас, но и другие страны. Потому что наш пример, я так понимаю, беспокоит сейчас многих, так вот никто не хочет столкнуться с таким… С таким, я бы сказал, беспределом.
- «Норникель» будет отстаивать каждого своего сотрудника, чтобы не поддерживать истерию, что занимать какую-то руководящую позицию в российской компании – это санкционно опасно.
Наша кадровая политика будет основана на том, что мы будем защищать каждую менеджерскую позицию, от позиции президента компании до любого другого менеджера, с тем чтобы не создавать эффект того, что занимать какую-то руководящую позицию в российской компании — это санкционно опасно. Этой истерии мы не поддадимся.
- Целью санкций является стремление выбить из российского бизнеса и экономики грамотных менеджеров и управленцев. Но если наши бизнесмены прекратят бороться за свое право заниматься бизнесом, за свое право защищать свою собственность, то это дискредитирует незыблемость права собственности в нашей собственной стране.
Многие руководители компаний, известных российских компаний, даже не будучи под санкциями, тем не менее покинули свои посты, опасаясь, что эти санкции будут введены. Поэтому, если нашим бизнесменам перестать бороться за свое право заниматься бизнесом, за свое право защищать свою собственность, то это дискредитирует незыблемость права собственности в нашей собственной стране. И если наши «западные партнеры» попрали это ими же изобретенное право незыблемости частной собственности, то мы этого делать не должны. Потому что это важная основа, на которой строится экономическое развитие любой законопослушной страны. Мы должны эти ценности защищать, даже если родоначальники этих ценностей перестали это делать. <...> Если люди будут бояться занимать позиции в крутых компаниях, крутых стартапах и крутых вообще бизнес-историях, то мы придем к тому, что у нас не лучшие люди будут управлять этим бизнесом.