Обстановочные суда проекта 3052 строятся по программе «Внутренние водные пути» на четырех площадках — в Благовещенске на «Благоверфи», в Томской области на Самусьском ССЗ, на иркутской «Жигаловская РЭБ флота» и совсем новой верфи «Р-Флот» в Нижегородской области.
Эксплуатировать суда будут администрации бассейнов внутренних водных путей. Головное судно «Владимир Макаров» получил Рыбинский район гидротехнических сооружений Канала имени Москвы, который обеспечивает эксплуатацию Рыбинского шлюза – самого крупного судоходного шлюза Верхней Волги.
Головное судно обновленной серии обстановочных судов проекта 3052 заложили 25 августа 2020 года на судоверфи ООО «Судостроительный комплекс Р-Флот» в поселке Окском Богородского района Нижегородской области. Всего здесь строятся три судна серии. Примечательно, что одновременно с закладкой состоялось открытие и самой верфи. Теперь к полному спектру работ с конструкторской документации, производству судового оборудования и дельных вещей, компания добавила возможность строительства судов длиной до ста метров и осадкой до трех метров.
Вся серия теплоходов проекта 3052 строится на четырех площадках. Помимо «Р-Флота» в проекте задействованы Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства (филиал ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»), где строятся три судна серии, по два заказа размещены на Самусьском ССЗ и на «Благверфи» в Благовещенске.
В свое время, такой же подход нескольких площадок был реализован при строительстве иной серии обстановочных судов проекта 3050.
Столь широкая география верфей объясняется местами поставок заказов, ближе к нужным бассейновым управлениям ВВП, где и будет работать судно. При этом генеральный подрядчик у проекта один – ГК «Морская Техника».
Основная сложность в размещении заказов на верфях заключалась в том, что состояние и техническое оснащение у всех предприятий-строителей разное. Есть полноценные заводы, с крытыми цехами, большим объемом технологического оборудования, способные выполнять работы по строительству серии сложных судов, а есть и небольшая верфь, суда на которой строятся под открытым небом. Одни предприятия собирают блоки в кондукторах, другие вверх килем. Если говорить о спуске, то судостроительные заводы с большой историей используют для спуска классические слипы, тогда как новые судостроительные предприятия, такие, как «Р-флот» или «Благоверфь» не строят дорогостоящих сооружений для спуска, а используют пневматические ролики-мешки.
Соответственно подход к реализации проекта, как и технологическая документация, должна варьироваться. Но на выходе заказчик должен получить 10 одинаковых судов, по единому проекту, с унифицированным пакетом оборудования и единой номенклатурой запасных частей.
Для реализации этого проекта «Морская Техника» выбрала инновационный для России концепт распределенной верфи — управления проектом строительства судов одновременно на нескольких строительных площадках. Также МТ занимается комплексной поставкой оборудования на всю серию из десяти судов.
Подобная организация строительства судов дает весомое преимущество по части комплексной (а значит более дешевой и простой с точки зрения логистики) поставкой оборудования. Сюда же включается понятный и единый список ЗИП и расходников на всю серию судов, что затем точно упростит эксплуатацию судов заказчиком. Это и есть концепт, о котором последние 10-15 лет говорят много, но до дела дошло только у «Морской техники».
Статья о том, как устроены эти теплоходы, доступна на сайте «Медиапалубы»: Как устроено новое путейское судно проекта 3052.
Будте в курсе новостей судостроения и судоходства! Подпишитесь на нас в соцсетях: Telegram, Twitter и ВКонтакте!