Пожалуй, ни один завод в России не оброс таким количеством легенд, теорий и баек, как АВТОВАЗ. С одной стороны, приятно, когда о тебе думает так много людей. С другой стороны, иногда эти размышления приводят к появлению таких историй, что писатели-фантасты нервно курят в коридоре. Пришло время проехаться по самым нелепым и известным мифам и разобраться, как обстоят дела на самом деле.
Миф №1: завод АВТОВАЗ придумывался для производства парусных лодок и лишь потом был переоборудован под автомобили
Ребята, только между нами: мы до сих пор нет-нет, да и выпустим по привычке пару десятков лодок, чтобы сплавить их в Венецию по секретным автовазовским каналам для первой сотни Forbes.
На самом деле эта странная легенда, скорее всего, связана с логотипом АВТОВАЗ. На первой эмблеме нашего бренда были лишь буквы ВАЗ. Но уже в 1970 году там появилась ладья, которая и остается символом нашего бренда уже более полувека. Образ ладьи был выбран неслучайно. Во-первых, (привет Капитану Очевидности) ладья созвучна названию «Лада», которое было придумано для экспортной версии наших автомобилей, а затем стало применяться для всей продукции вплоть до сегодняшнего дня. Во-вторых, образ ладьи напоминает о Волге и родине бренда (изначально даже форма ладьи на эмблеме была максимально приближена к букве В, чтобы намек стал прозрачным, как воды главной русской реки). В-третьих, древняя славянская ладья на протяжении многих веков выступала символом свободы, а образ лодки в целом ассоциируется во многих культурах с темой странствий и путешествий. Вот такой победный ход ладьей.
Миф №2: под заводом АВТОВАЗ в Тольятти есть тоннели, которые ведут в Москву
Конечно. А еще в Санкт-Петербург, Верхний Волочек и Нижний Тагил, чтобы наши автомобили доехали до салонов чистыми и красивыми, не попав под дождь и снег.
В действительности под заводом АВТОВАЗ в Тольятти имеется большая и разветвленная система подземных тоннелей. Некоторые из них настолько широки, что по ним можно проехать на автомобиле. По одной из версий, они строились в период Холодной войны, чтобы сотрудники завода могли укрыться здесь в случае опасности. Но в настоящий момент этими тоннелями не пользуются. А наши автомобили мы доставляем в центры вполне наземными путями. Чистыми и красивыми.
Миф №3: если купить автомобиль, сделанный в пятницу или понедельник, то вас вечно будут преследовать поломки, ведь его собирали либо на скорую руку перед бурными выходными, либо сразу после них
Само собой, как же иначе. А еще не надо покупать автомобиль в ретроградный Меркурий и выезжать на нем из салона, если дорогу перебежал черный кот. Так и сидите на парковке автосалона в ожидании лучших времен, удачного расположения звезд и котов нормального цвета.
Производство автомобиля – процесс технологически не только сложный, но и длительный. Он не укладывается в один день и не зависит от планов на выходные того или иного сотрудника завода.
Достаточно много времени занимают отливка и механическая обработка деталей силового агрегата, а также штамповка кузовных деталей. Несколько часов уходит на сборку мотора и коробки передач. До восьми часов занимает сварка кузова, примерно столько же – его окраска. Около восьми часов занимает непосредственно сборка автомобиля. Итого на выпуск одного автомобиля нам нужны минимум сутки, и это не считая перерывов и пересменок.
Еще момент: каждый человек делает одну-две операции на очень небольшом участке конвейера, при этом по всей технологической цепочке есть промежуточные пункты оценки качества. Например, полностью тестируется собранный двигатель, полностью проверяется кузов: его осматривают, замеряют зазоры, на специальном участке с сильным освещением проверяют чистоту поверхности...
Ну а если кто-то из заводчан все же решит погрузиться в пучину праздников, он автоматически бросит вызов системе охраны труда, которая выстроена очень серьезно и находится под пристальным вниманием руководства завода. В наше время держать нерадивого сотрудника, прощать его, воспитывать и брать на поруки и т. д. попросту невыгодно никому.
Миф №4: существует специальная служба, отвечающая за качество экспортных автомобилей, поэтому они лучше
Ну да, ну да. И эти автомобили сделаны из сплава криптонита и вибраниума на Асгарде.
Это довольно распространенная легенда: советские автомобилисты были убеждены, что экспортные автомобили, изготовленные, чтобы «не ударить в грязь лицом» перед Западом, и красивее, и служат дольше, и вмещают больше. На самом деле автомобили для России и для экспорта выпускаются на одних и тех же линиях одними и теми же мастерами, ничем не отличаясь друг от друга. Но есть и вполне реальное объяснение этой теории. Раньше при реэкспорте автомобилей в них часто обнаруживался тюнинг, сделанный предыдущим иностранным владельцем. Например, импортная обивка салона, аудиосистема или даже необычный модный цвет. Это и дало повод думать, что экспортные версии круче.
Миф №5: выгоднее всего покупать автомобили АВТОВАЗ в Тольятти
Следуя этой логике, за дешевым арбузом надо ехать на бахчу, а за жемчугом нырять куда-то поглубже в море или прямо в Марианскую впадину. В общем, выгодно близко не бывает.
Но историческая основа у этой байки все же есть. В девяностые годы многие приезжали покупать автомобили в Тольятти. Потому что официальный дилер был один и находился он, естественно, в Тольятти.
Сегодня такая схема выглядит нелепо: благодаря разветвленной сети дилеров, включающей более 300 центров, купить автомобиль без переплат можно в своем городе – и без всяких приключений.
Все эти мифы и байки можно пересказывать бесконечно: уж что-что, а придумывать сказки и верить в них у нас умеют. Но лучше давайте вместе придумаем темы для наших новых статей. Напишите в комментариях, что еще вы хотели бы узнать про АВТОВАЗ. Мы заднюю не дадим, расскажем все как есть!