Глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал стабилизацию цен на новые автомобили в России. Пока более доступными стали только некоторые подержанные автомобили, а также «ободранные» модели Lada, у которых нет систем безопасности и некоторых базовых опций: подушек безопасности, антиблокировочной системы тормозов, стеклоподъемников, а двигатели не соответствуют ранее принятому страной экологическому классу «Евро-5».
Проблемы с резким ростом цен пройдены, каких-либо причин для новых скачков не предвидится, более того, стоимость автомобилей плавно и немного будет снижаться в этом году. Об этом в разговоре с агентством РИА «Новости» рассказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Сейчас цена, наоборот, стабилизируется, она не снизилась существенно, потому что есть инерция относительно закупленных материалов, сырья и комплектующих. Цикл производства автомобилей занимает около трех-четырех месяцев, поэтому как раз то, что в январе, феврале и марте приобреталось, сейчас выходит в рынок.
Министр напомнил, что курс рубля в феврале этого года отличался далеко не в лучшую сторону — «практически в два раза выше» — от нынешних котировок национальной валюты. Чиновник убежден, что компании, которые еще занимаются реализацией автомобилей в России, будут опускать цены на свои стоки, но снижение затянется на несколько месяцев и будет плавным. В целом это положительно скажется на автомобильном рынке.
Я считаю, что да. Потому что, можно, конечно, держать высокие цены «до последнего», но тогда потребитель просто не будет приобретать продукцию. Поэтому компании будут вынуждены адаптироваться к запросам рынка, но для того, чтобы все изменения происходили мягче, мы пошли на меры поддержки спроса.
Резкое удешевление автомобилей невозможно по причине того, что автопроизводителям нужно адаптироваться к сложившейся ситуации, сказал министр.
В июне глава Минпромторга сообщал, что цены на новые машины в стране с начала 2022 года поднялись на 25-30%. Речь шла и об автомобилях, произведенных в РФ, и об импортированных.
Что сейчас происходит с ценами
В России заметно снижаются цены на легковые подержанные автомобили. Так, по данным «Дром.ру», этот тип транспорта дешевел два месяца подряд. По словам пресс-секретаря классифайда Марии Погребец, в апреле 2022 года машины с пробегом снизились в цене на 16% к показателям марта, в мае этот тренд сохранился.
Средняя по стране стоимость автомобилей на продажу, согласно опубликованным объявлениям классифайда, в мае откатилась на 12% относительно уровня апреля и составила 851 тыс. рублей.
При этом предложение выросло на 7%, а спрос практически не изменился.
Если же говорить о новых автомобилях, то цены снижаются только на отечественную продукцию. В апреле правительство РФ из-за влияния санкций на производственный потенциал российских автозаводов разрешило им выпускать автомобили с упрощенными требованиями по экологическому классу и безопасности.
В частности, правительство России выпустило постановление, которое временно разрешает выпуск упрощенных моделей с более низкими нормами по экологии и безопасности.
Согласно документу, допускается выпуск в обращении машин любого экологического класса вплоть до «Евро-0».
Кроме того, автокомпаниям разрешили не устанавливать на свои модели антиблокировочную систему тормозов, подушки безопасности, систему курсовой стабилизации (ESP). Обязательные прежде модули «ЭРА-ГЛОНАСС» (система экстренного реагирования на ДТП) из-за отсутствия чипов не поставляются на заводы, соответственно, их установка также отложена.
В дилерском сообществе, а также среде автомобилистов такие антикризисные модели получили наименование «ободранные» и «упрощенные».
Первым о начале продаж таких машин заявил российский автогигант «АвтоВАЗ».
Так, лишенная всех вышеприведенных технологий упрощенная Lada Granta Classic с середины июня поступила в продажу по цене 678 тыс. рублей. От нормального варианта аналогичной машины со всеми опциями безопасности и комфорта модификацию Classic разделяют свыше 120 тыс. рублей ценовой разницы.