«Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»
© Бернард Шоу.
Эпизод 1. "Рассказ художника Перова."
- Все мы знаем, как картины обрастают различными историями, благодаря выдумкам искусствоведов. Лишь немногие художники вели дневники, где рассказывали о смыслах своих картин. Такими были, к примеру, Ван Гог и Дали.
- Европейские художники - это, конечно, прекрасно. Но мы же все-таки россияне, и хочется чего-то русского. Чего-то родного для души.
- Тут и появляется Василий Григорьевич Перов - прекрасный художник, известный своими остросоциальными картинами. Взять хотя бы «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».
- Но сегодня речь пойдет о другой картине под названием «Утопленница», написанной в 1867 году.
- Художник оставил нам прекрасный подарок, написав рассказ «Фанни под № 30». Это произведение рассказывает увлекательную историю создания картины.
Эпизод 2. "Как Перов натуру искал?"
- Дело обстояло следующим образом. 1867 год, Перов обращается к своему знакомому врачу, а тот направляет его в полицейскую больницу. Там Перов и находит умершую женщину для натуры.
- Но предоставили ее Перову не сразу. Когда художник пришел в первый раз, ему местный сотрудник больницы - солдат (по фамилии Заверткин) говорит следующее:
– Женщин ни одной нет-с; а только и есть что два, в нынешнюю ночь умершие, арестанта да повесившийся кучер.
- Через некоторое время, находится подходящая кандидатура.
Дня через четыре или пять Заверткин явился ко мне и «отлепортовал», что мертвых женщин довольно, а на вопрос мой: «Есть ли молодые?» – тряхнув головой, ответил:
– Всяких довольно!.. – причем утер рукавом нос.
- Солдат встречает и проводит Перова в так называемый больничный "морг". Примечательно, что сам солдат с семьей живет рядом с мертвыми, в соседней комнате.
Это была не комната, а скорее пустой полутемный чердак. Оказалось, однако, что это был и не чердак, и не комната, а просто ледник, устроенный так: внизу был ямник, где лежал лед, а над ним дощатый, с большими щелями пол, на который клали трупы, чтобы в летнее жаркое время трупы эти не скоро разлагались.
- Среди гор трупов, Василий Григорьевич находит ту самую женщину, с которой будет писать картину.
Заверткин бесцеремонно начал сдергивать с них простыни, приговаривая: – Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща. Я указал на один труп, показавшийся мне всех моложе. – Вот эту бы, – сказал я. – Слушаю! – проговорил Заверткин и, раздвигая ногой покойников направо и налево, прошел к указанному мною трупу. Взяв в охапку, он взвалил, кряхтя, труп на плечо и пошел с ним из ледника, прибавив свое неизбежное: пожалуйте!
Эпизод 3. "Прообраз жандарма."
- Мужчина на картине не просто так сидит и курит, не обращая ни малейшего внимания на утонувшую женщину. Его равнодушие к мертвым было взято с того самого солдата Заверткина.
- Когда Перов выбрал одну из мертвых женщин для картины, солдат забросил ее на плечо и понес в другую комнату.
Заверткин нес свою ношу, как мешок с овсом, и, остановясь, спросил:
– Где прикажете положить? Я указал. Принагнувшись немного, Заверткин сбросил с плеча со всего размаха свою ношу на пол. Как-то ткнувшись головой и раскинув крестообразно руки, труп грузно шлепнулся о мягкий песчаный пол. Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса ее раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен.
- Затем, когда художник уже работал над картиной, между этими двумя завязался разговор. Перов спросил у солдата не страшно ли ему с семьей жить рядом с покойниками. На что солдат ответил:
– Страшно? Пора пройтить страху… По мне теперича все едино: что живой, что мертвый… Да живого-то еще больше нужно опасаться! – добавил Заверткин внушительно. Иной раз не в меру выпить случится… баба ругается… ну и уйдешь от нее на ледник, где мы с вами были, раздвинешь приятелей-то, Да и заляжешь в середку… и такую-то задашь высыпку… Там, знаете, и прохладно, и муха не тревожит… А то – страшно!.. Нам ведь нельзя бояться, потому мы завсегда с ними.
Эпизод 4. "Утопленница вовсе не тонула!"
- Ну и подходим к самому интересному! Далее в рассказе говорится о реальной судьбе нашей "утопленницы". На самом деле наша натурщица была женщиной легкого поведения. И далее ее бывшая "хозяйка" расскажет нам, что случилось с девушкой.
Дня три тому назад она была такая веселая весь вечер… все пела и пила портер с гостями… А наутро, как полоумная, вбежала и разбудила одну из девиц. Бросившись к ней на постель и схватив ее за руки, она с трудом, точно захлебываясь, застонала: «Ох! Боже мой!.. Господи!.. Как мне тяжко!!» И вдруг у нее хлынула кровь горлом… Девица испугалась, закричала, подняла гвалт, – страсти господни!.. А Фанни лежит на постели, а из нее так и хлещет, так и хлещет… Мы и то и се… Со страху-то ничего не найдем, да и что сделать – не знаем… Но, слава богу, кровь поунялась немножко, а как она пришла в чувство, тогда мы ее поскорей на извозчика, да и в больницу. Дорогой-то опять пошла кровь, и уж как довезли до больницы, право, не знаю… А к вечеру того же дня она и скончалась в больнице… Ах! Как жаль бедную!.. Какая была хорошая девица!.. И как ее любили гости! Верите ли, нарасхват была она…
- Получается Перов немного приукрасил картину. Ну и прекрасно! Спорить с мастером не будем, картина получилась превосходной.
Все-таки советую вам найти минут 20-30 и прочитать этот увлекательный рассказ Перова. Как говорится, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать!
- Интересно, не правда ли?
- Понравилась статья - почему бы не подписаться на канал и поставить лайк? (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!). Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
- Всем мир!