Знаменитое собрание Сергея Щукина в 1948 году разделили между Эрмитажем и музеем Изобразительного искусства им. Пушкина в Москве.
Москвичи забрали себе самых лучших импрессионистов, в Ленинградский Эрмитаж были направлены радикальные картины Пикассо и Матисса, и вот впервые Щукинскую коллекцию собрали воедино.
Выставка проходящая в настоящее время в Государственном Эрмитаже абсолютно уникальна, большинство картин, находящихся в экспозиции Эрмитажа и Пушкинского музея нельзя вывозить из музеев.
Несмотря на реставрационные работы полотна в неудовлетворительном состоянии.
Дело в том, что Матисс часто переписывал свои картины, когда краска уже высохла, из-за этого верхний слой полотен разрушался.
Гоген писал свои картины в дали от цивилизации, вместо холста часто он писал на загрунтованной мешковине, сегодня даже малейшая вибрация опасна для картин.
Впрочем, Эрмитажу удалось привести из Москвы «Жену короля» и собрать воедино знаменитые полотна Гогена.
Сергей Щукин собирал картины восемь лет, первоначально Мане и Дега, потом Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса и Пикассо.
Начиная с 1907 года в его особняк мог прийти любой желающий, а Сергей Иванович иногда сам проводил экскурсии.
Это был первый музей современного искусства.
Частный музей, из которого потом родился государственный музей.
На открытой в Малом Эрмитаже выставке, картины из коллекции Щукина развешаны и расположены в том порядке, как они располагались в доме коллекционера.
Многие художники рисовали картины именно для этого дома, и даже в цвет конкретных комнат.
Особое место в экспозиции занимает знаменитое панно «Танец и музыка» - Матисса.
Именно Сергей Щукин открыл миру имена многих французских модернистов.
Его собрание до сих пор является одним из самых лучших в мире.
Увидеть всю коллекцию такой как ее задумывал Сергей Щукин можно увидеть в Малом Эрмитаже до конца октября этого года.