О сведении, прокрастинации и подходе к работе отвечает звукорежиссер и преподаватель школы Musicheads Константин Матафонов в рамках рубрики "Задай вопрос эксперту".
— Как вы формируете частотный спектр?
Путем фантазии. Слушая демо — сразу думаем, как будем сводить: ярко, жирно или как-то иначе. Я лично делаю частотный спектр путем сатурации, путем выбора нужных красок, в том числе выбора эквалайзеров. И дальше — всё, что угодно.
Например, Manley Massive Passive достаточно звонкий, а Curve Bender более агрессивный. На микс танцевальной музыки Waves Vinyl даст классный верх. Можно использовать Black Box для сатурации.
Так и формируется спектр. Плюс мы используем коррекцию помещения Sonarworks и используем крутые комнаты. Собственно, частотный спектр и формируется в хорошей комнате и на хороших мониторах. В наушниках тоже можно формировать, но дольше.
— Присутствует ли у вас прокрастинация? Если да, то как боретесь?
Прокрастинация есть постоянно. Как без неё? Финансовая мотивация не всегда влияет.
Надо хранить свой график! Отдыхать в конкретные дни, которые вы назначаете себе для отдыха. Либо сделали проект — отдохнули, насколько вам позволяют обстоятельства.
Чем больше вы безотрывно работаете — круто! никак от своих дел не отойти, — тем больше потом будет откат
Чем больше вы залипаете на студии без перерыва, тем больше у вас потом будет прокрастинация
— Как лучше миксовать с вокалом? Вокал сразу использовать во время балансов мультитрека?
Вы должны представлять песню в голове.
Послушать демку, напевать вокал. Во-первых, вам нужно понять, где живет голос: хотите ли вы поставить голос над треком или в трек, когда слушаете демо. Можете эквалайзером побаловаться на сырых балансах.
Мне лично вокал мешает сводить, но я его включаю. Есть основная дорожка вокала, отдельно собираю музыку. И когда есть вопросы по кику, по басу — включаю вокал и он мне сразу говорит, как надо делать. Сырой вокал, без обработки, даже этого хватает. Если не хотите включать вокал, можете послушать его и напевать в голове. Мне это очень помогает.
— Что нужно иметь на начальном этапе развития в индустрии для продуктивной работы?
Нужно иметь listening experience, то есть получить слуховой опыт.
Поработать с профессионалом на большом хорошем звуке, чтобы в дальнейшем вы смогли даже в наушниках круто сводить.
Я в хорошую комнату попал в 24−25 лет, когда уже долго занимался звуком и музыкой. Но после того, как услышал в дальнюю, идеально калиброванную систему в большой комнате — я просто присел. Вообще ничего подобного не слышал, хотя думал, что разбираюсь в звуке.
Что касается железа, то сейчас куча всего: различные эмуляции, наушники, кто-то на ноутбуке сводит. Но для этого нужно понимать, что вы делаете.
— Подскажите пожалуйста молодому поколению, как стать востребованным и успешным звукорежиссером?
Работать и верить в себя!
Я например всегда знал, что буду этим заниматься, с самого детства. И ты не можешь этим не заниматься.
Надо трижды подумать, хотите ли вы стать звукорежиссером.
Мне кажется это призвание — оно либо есть, либо нет. Есть куча других направлений и занятий, которые более востребованы, более отдачливые по всем фронтам.
— Какие требования к мультитреку?
Лучше иметь все обработанные исходники и попросить что-то отдельное dry. Например клэп, который вам кажется фризерит.
Всё dry\wet — это в идеале.
Треки должна быть подписаны!
Я лично не могу сводить неподписанные треки. Я практически в любых условиях работаю, но проект без порядка, когда не подписано, что в дорожке, или когда цветовой планировки нет — это тяжело. Ты знакомишься с проектом, пока всё подбираешь, и в голове песня уже готова.
— Как сделать ближе-дальше компрессором?
Крутите атаку!
Релиз будете побольше сделать, звук будет липкий такой, как у «корговских» грувбоксов. Будете делать релиз поменьше — будет больше дисторшна. А вот атака дает реальный план.
— Что лучше на групповой компрессии: жать один децибел или параллельная обработка?
Сильной паралельной компрессией и чуть-чуть добавленной — вы дадите мощь на группах.
Вообще, я так и делаю: либо немного, либо сильно параллельно. В мясо лежит параллелька обычно на индивидуальных элементах: кике, снейре, басу. А на группах — немного, чтобы подсклеить.
— Технические стандарты готового материала.
У каждой площадки свои стандарты. Для iTunes мы подготавливаем 24 бита и семплрейт, в котором сводим. Плюс делаем на выходе хэдрум, хотя бы -0,7−0,8 дБ минимум.
Когда мы выгоняем 44КГц/16 бит — оставляем трим, примерно в -0,22 дБ. Поскольку сводим чаще всего в 48, 88, 96 КГц, и когда происходит понижение разрядности — происходит перегрузка. То есть, если у вас стоит лимитер, но работает в 88/200, при пересчёте в 44/100, возникнут искажения.
Нужно либо в лимитере убирать, либо делать регулировку плагинами после и убавлять немножко сигнал.
Развивайся!
Автор: Константин Матафонов — звукорежиссер студий и лейблов Blackstar, Quartamusic, Merec, преподаватель школы Musicheads
© WAVEFORUM