Это продолжение прогулки по трамвайному прошлому Москвы. Первая часть маршрута -- вот здесь. Вторая -- вот тут. Третья -- тут.
В прошлый раз мы остановились на кругу у Автозаводского моста, куда многие работники завода ЗиС (а впоследствии -- ЗиЛ) приезжали, чтобы пойти на работу, а после работы садились на трамвай, чтобы уехать к себе домой. Далеко не все работники автозавода имели собственные автомашины тогда. А в 1970-х им прямо рядом с этим трамвайным кольцом построили ультрамодный тогда типовой универсам:
Чтобы они могли сразу после работы купить продуктов и поехать домой прямо оттуда! Думаю, это было довольно удобно до того, как началась эпоха тотального дефицита. Перед Олимпиадой-80 он выглядел внутри примерно так:
Достаточно знакомая картина, не правда ли? Обратите внимание, как народ одет по моде 1970-х годов, а у прилавков везде олимпийские мишки!
Ну а дальше трамвайная линия уходила, собственно на Автозаводский мост (до 1961 года -- на Даниловский мост). Начиная с 1937 года трамвай 49 маршрута соединял несколько заводов не только с центром Москвы, но и с рабочими жилыми посёлками на юге и юго-западе города, построенными специально для сотрудников этих заводов. До 1961 года трамваи ходили через Даниловский мост, который находился чуть ниже по течению реки, выходя на нынешний Новоданиловский проезд.
Автозаводский мост был построен в 1961 году, чтобы заменить тот мост, который к тому времени уже начал разрушаться.
Так выглядел Автозаводский мост в сторону ЗИЛа в 1962 году:
Слева видна как раз наша трамвайная линия, а на мосту -- очередная демонстрация. Справа -- корпуса ЗИЛа.
А это вид справа из окна нашего трамвая на Данилов монастырь (на противоположном берегу Москвы-реки):
Фото 1985 года: видно, что на многих храмах и колокольнях ещё нет крестов (убрали в советское время). Внизу в этом кадре видны грузовые вагоны на Павелецкой линии ж.д., которая здесь проходит прямо вдоль Даниловской набережной.
Это фото сделано с увеличением, поэтому слева от колокольни видна высотка на Котельнической набережной (река Москва петляет, и поэтому её видно отсюда). Невооружённым глазом с моста она видна, но не во всякую погоду, и очень мелко.
Сегодня подобный вид с моста выглядит вот так:
Тут уже видна не только высотка на Котельнической, но и офисная башня на Павелецкой слева от неё, ну а справа -- дикие человейники, которые строятся как раз сейчас на Даниловской набережной..
Зато кресты уже снова есть на всех храмах и колокольнях монастыря.
Ещё справа по ходу нашего трамвая можно было увидеть Шуховскую башню на Шаболовке:
Сегодня этот вид загораживают здания налоговой службы, арбитражного суда и "дома атомщиков" или "дома-корабля" (справа налево в кадре ниже):
Да и трамвай по мосту больше не ходит с 1987 года, а троллейбус -- с 2020.
Прикрываясь заботой об удобстве жителей, об экологии и о "небе без проводов", в Москве с каждым годом начиная с 90-х годов власти уничтожают действительно экологичный электротранспорт.
Сегодня по Автозаводскому мосту не ходит ни один маршрут электротранспорта.
Но мы едем дальше, спускаемся по мосту вниз к Большой Тульской улице.
Так выглядел этот спуск в 1987 году, незадолго до закрытия этой линии в связи с пожаром на заводе "Динамо":
Впрочем, конкретно этот участок до круга "Автозаводский мост" потом ненадолго "оживили", но в 1992 году закрыли окончательно.
Слева по ходу нашего трамвая перед поворотом мы видим очень красивое здание ДК "Коммуна", которое было признано памятником культуры регионального значения, и только поэтому избежало сноса при строительстве ТТК. Его можно видеть там и сейчас:
Здесь, конечно, кадр нечёткий и чёрно-белый. Посмотрите на него в цвете:
Красивое здание, правда? Многие из более старшего поколения ходили туда в разные кружки детские, ну а я туда ездил в разные офисы по делам в начале 2000-х. Всё равно было ощущение, что здание величественное, даже несмотря на все эти офисные перегородки и потолки, модные тогда, которые загораживали лепнину. В кадре 1993 года видно, что на Большой Тульской ещё присутствуют деревья.. сейчас там просто "выжженная земля" у мегазагруженной трассы. Ну и куча эстакад вокруг..
А наш трамвай поворачивает с моста сначала на Большую Тульскую в сторону центра, и слева по его ходу в 1934 году можно было видеть примерно такую картину:
Слева в кадре мы видим тот самый ДК "Коммуна". А справа двухэтажный типичный купеческий московский дом -- это "дом Жданова" (по фамилии последнего его владельца). Это частный дом, который простоял здесь всё советское время (причём собственность была и на землю под ним!), но при "капитализме" во времена Лужкова ради постройки ТТК у владельца его отобрали, предоставив "двушку" в Марьино взамен целого дома с землёй почти в центре Москвы.
Вот этот дом незадолго до его сноса:
Надо сказать, владельцу в разное время предоставляли и лучшие варианты для переселения, но он не хотел переезжать. Ну и в итоге его поставили перед фактом. Там длинная и интересная история, если интересно, можно детали прочитать вот здесь или здесь.
А вот так этот частный дом выглядел сбоку со стороны нынешней трассы ТТК:
Дальше наш трамвай поворачивал на Холодильный переулок, вот вид на этот переулок с Автозаводского моста:
Слева видно, как трамвай как раз поворачивает в 1-й Тульский переулок и дальше на мост. Ну а "наш" трамвай едет слева в этом кадре, повернув из этого переулка, прямо на нас слева и поворачивает дальше в сторону Варшавского шоссе.
А Холодильным этот переулок был назван, поскольку справа от него в этом кадре ближе к реке и жд-путям располагались холодильники при Павелецком направлении Московской железной дороги.
Дальше наш трамвай идёт мимо платформы "ЗИЛ" Павелецкого направления (ныне она -- платформа "Тульская"). Этот кусок трамвайной линии (и линия далее в этом рассказе) существует и по сей день:
Потом, при небольшом повороте налево в сторону Варшавского шоссе справа по ходу движения мы видим здание бывшей Фабрики-кухни номер 2, построенной в стиле конструктивизма в конце 1920-х:
Сейчас в этом же здании находится Институт проблем безопасного развития атомной энергетики. И его перестроили настолько, что и не узнать то оригинальное здание:
Далее "наш" трамвай ныряет под мост Павелецкого направления ж.д., чтобы выехать затем на Варшавское шоссе. Вот кадр прямо из кабины под этим мостом:
"Наш" трамвай едет в этом кадре в противоположном направлении, на нас.
И вот уже начало Варшавского шоссе, трамвай справа в кадре едет вместе с нами в сторону из центра:
Это фото конца 1980-х. Хоть кадр и нечёткий, видно, сколько было здесь деревьев! Теперь большей части из них нет.
Слева путь уходит на разворотный круг "Фабрика им. Фрунзе", ныне он называется "Новоданиловский проезд", но уже почти год он на ремонте, сейчас понемногу его возвращают в работу, пока обкатывают.
А ткацкой фабрики имени М.В. Фрунзе ныне тоже не существует, но она была здесь рядом, на бывшей Даниловской мануфактуре.
Вот кадр 1969 года со стороны этого круга. Трамвай в кадре едет направо, в центр. Некоторые маршруты здесь до сих пор ходят до Чистых прудов (маршрут 3, например):
Слева в кадре -- шикарный сталинский дом, обрамляющий въезд на Варшавское шоссе. Вот этот же дом полностью справа в кадре:
В этом доме внизу в советское время был ЗАГС Советского района.
А сейчас там находится "Немузей мусора", где учат сортировать разный мусор для переработки. Также там можно сдать на переработку многие виды мусора.
Также в кадре выше мы видим уже доживающий последние деньки на тот момент троллейбус марки ЗиУ-5, а за ним -- легендарный автобус ЛиАЗ-677, в народе прозванный "луноходом". Кто застал советское время хотя бы в детстве, наверняка его помнит!
А слева от нашего трамвая (и от разворотного круга):
при движении от центра с 1936 до 1972 года находилось прекрасное сталинское здание Южного речного вокзала, практически не уступавшее по красоте Северному речному вокзалу:
Вот воспоминания москвича, который в детстве успел побывать на том вокзале:
"Деревянное здание вокзала было очень уютным. Оно находилось несколько вдалеке от шоссе среди старых деревьев, а может быть и среди старого парка. Народу там всегда было очень мало. Ежедневно отправлялся один пароход до Горького и через день еще до Уфы.
У причала пароходы обычно стояли вверх по течению. Чтобы развернуться, они шли сначала вверх по течению и разворачивались после поворота реки у Даниловской набережной (выше современного Автозаводского моста), а потом уже на полном ходу снова проходили мимо речного вокзала под дружные приветствия провожающих."
В 1972 году, после того как был углублен Новинский рукав, Южный речной вокзал был переведён ниже по течению реки ближе к метро Коломенская.
Старое здание вокзала, к сожалению, было разобрано. Теперь на этом месте находится здание Академии водного транспорта.
А чуть дальше по ходу трамвая из центра можно до сих пор видеть корпуса бывшей Даниловской мануфактуры, ткацкой фабрики, тоже известной активным участием её рабочих в событиях 1905 и 1917 года:
На фото выше так называемый "конторский дом" бывшей мануфактуры.
Вот дореволюционное фото, где служащие конторы при фабрике собрались у крыльца этого дома для группового фото:
В советское время она называлась фабрикой имени М.В. Фрунзе. Вот тоже групповой снимок ткачих, но уже в советское время во дворе фабрики:
Там были и жилые здания для рабочих, причём ещё с дореволюционных времён. А вот ворота и внутренний двор мануфактуры, в 1920-е он выглядел вот так:
Сегодня это место модных офисов, лофтов и едален. А в "конторском" доме ныне вообще отель. Дом слева в этом кадре до сих пор жилой, но был за это время надстроен. Выглядит это место сейчас вот так:
На этом фото мы тоже видим "наш" трамвай, который едет в нужную нам сторону -- от центра. Правда, сегодня 49 маршрут здесь уже не ходит, но мог бы ходить: рельсы по-прежнему тут есть! На этом фото, скорее всего, трамвай 3-го маршрута "метро Чистые пруды -- метро Чертановская", который ходит и сейчас.
Сегодня я бы рекомендовал трамвайным путешественникам выйти на этой остановке (сейчас она называется "Новоданиловский проезд") и пойти прогуляться по территории бывшей фабрики! Там приятное место для прогулок теперь, особенно летом. Территория фабрики достаточно большая внутри, и в нижней её части выходит прямо к реке. Внутри примерно так сейчас всё выглядит:
Продолжаем наше путешествие..
Если бы мы ехали на нашем трамвае по Варшавскому шоссе в конце 1930-х годов, то могли бы видеть справа от нашего трамвая и вот такие чудные велопробеги:
Обратите внимание на обилие деревьев вдоль шоссе, а также на красивые мачты для трамвайных проводов справа!
А "Осоавиахим" -- это Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, предшественник ДОСААФа. В целом они занимались гражданской обороной и подготовкой граждан к разным военным катаклизмам. У общества был и свой знак, который часто можно ещё видеть на многих домах в центре Москвы:
Кстати, на моих пешеходных экскурсиях вы сможете увидеть в том числе такие знаки, а также другие городские детали, которые обычно люди проходят мимо.
"Слоников" посмотрели, удивились, едем дальше..
До 1950-х годов дальше по Варшавке слева по ходу нашего трамвая можно было видеть вот такую школу имени Сталина:
Чуть дальше за ней идёт шерстяная фабрика им. Калинина. Она чуть в глубине кварталов, но на шоссе выходит её клуб, здание ещё дореволюционной постройки:
Дальше Варшавское шоссе спускается к реке Котловка и Варшавскому путепроводу Московской Окружной железной дороги (нынешнему МЦК). И в начале 1950-х годов справа от нашего трамвая можно было видеть такие новые дома в сталинском стиле, которые тогда ещё только строились:
А в 1962 году этот дом и более поздние дома попроще уже достроены:
Дальше трамвай "ныряет" под мост МОЖД, и когда выныривает, справа и чуть назад, с начала 1950-х и до 2016 года можно было видеть примерно такую картину:
А вот так впервые прокладывали пути на этой трамвайной линии недалеко от нынешнего метро Нагатинская в далёком 1925 году:
Слева в кадре -- деревня Нижние Котлы и улица Нижние Котлы, будущая часть Варшавского шоссе.
А так мостили нашу линию в том же 1925 году у нынешней станции метро Нагатинская, рядом с бывшим заводом Ферейна:
В 1934 году справа от нашей линии в районе нынешнего метро Нагатинская можно было видеть такую картину:
Очевидно, что с бездорожьем в России боролись всегда..
А слева в кадре как раз видна наша трамвайная линия.
Наш трамвай едет всё дальше на рабочие окраины столицы:
А вот примерно это же место уже в 1987 году:
В кадре видна стрелка и пути в сторону Коломенского и далее в Нагатинский затон. А трамвай номер 16 здесь едет в нашу сторону далее по Варшавке.
А вот и конечная этой линии до 1935 года -- "Нижние Котлы":
Для сравнения, сегодня это место выглядит примерно вот так:
И вот так после снятия троллейбуса в 2020-м:
Здесь мы видим, что трамвай идёт дальше по этой линии. Дальше линию продлили в 1937 году в посёлок ЗиС, о котором будет речь в следующей части нашей трамвайной прогулки.
Ну что ж, эта часть нашего маршрута завершена, а в следующей части поедем в сторону рабочего посёлка ЗиС с прекрасной сталинской архитектурой!
Продолжение нашей трамвайной прогулки -- здесь.
===================================================
Здесь — описание моей авторской пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке, ближайшая сборная экскурсия -- в это воскресенье,
24 июля в 18:00. Записывайтесь и приходите:
А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:
Также вы можете прочесть первую часть рассказа о масонских символах в Москве:
Этим летом у меня будет экскурсия, специально посвящённая этой тематике. Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!
#история #москва #экскурсии по москве #другаямосква #прошлое #трамвай #транспорт #историятранспорта #историямосквы #экскурсия