Несколько выпусков назад мы рассказывали о проекте, помогающем людям переезжать в другие страны. Сегодня, можно сказать, продолжение темы – поговорим о том, как устроиться в новой стране на работу, и о компании, помогающей в трудоустройстве за рубежом.
Гостья выпуска Дарья Шульгина, основательница проекта AgileFluent. Идея проекта появилась, когда Даша занималась поступлением в Стэнфорд, готовилась к вступительным экзаменам и писала мотивационные письма. Во время подготовки поняла, что в России нет сервисов, которые бы помогали специалистам прокачивать английский язык под конкретные бизнес-скилы, и так ровно год назад появился AgileFluent.
Про рост интереса к проекту в последние месяцы:
В марте много кто приходил к нам на эмоциях, и мы оказывали бесплатную поддержку, просто рассказывая человеку, как вообще может быть: нужно ли принимать это решение, его ли это рынок. Мне кажется, в марте я проводила по 5-6 таких тридцатиминутных консультаций по телефону каждый рабочий день, чтобы хоть как-то, хоть немножко помогать.
Если говорить в цифрах, AgileFluent – год, в конце февраля нам было 8–9 месяцев, и за это время с нами успело поработать чуть больше двухсот человек. За последние три месяца мы сконтактировали с восемьюстами людьми, 30–40% из них стали нашими платными клиентами. Части ребят мы просто помогали с CV и отправляли к своим друзьям в другие агентства, кто-то приходил к нам на эфиры, но, в целом, в плане взаимодействия с аудиторией мы выросли раза в четыре. Ну, и наши соцсети тоже начали расти. Сейчас мы все немного замерли и вышли на плато, потому что решения больше не принимаются так эмоционально: кто-то сидит и готовится, люди уже более взвешенно задумываются о переезде.
Про клиентов:
До 24 февраля к нам приходили люди, которые, скорее, уже всё решили, возможно, пытались самостоятельно заняться переездом и устройством на работу, набили свои шишки, не понимали, что делать, и приходили к нам за помощью. Эта аудитория была самой прогретой, но очень маленькой. С 24 февраля и в марте у нас было бесконечно много людей, и время от первого знакомства с нами до покупки было очень коротким, потому что решения принимались на эмоциях. Большую часть ребят мы сами просили подождать и не торопиться с таким важным решением, некоторые возвращались спустя 2-3-4 недели, почитав новости и убедившись в своём решении.
Про процесс работы AgileFluent:
Важно отметить, что тот процесс найма, к которому мы привыкли в России, очень сильно отличается от европейского и американского. Каждый локальный рынок очень специфичен, и российский – особенно. Мы в России все знаем, какие компании хорошие, а какие – нет, мы реже ходим на интервью, потому что зачастую работа сама нас находит. За рубежом такого нет.
Есть четыре основные стадии процесса перехода в новую компанию в другой стране: первая – понять, чего я хочу, какие у меня навыки и на какую зарплату я могу рассчитывать. Чего не хватает, что нужно подтянуть? С этим мы помогаем в формате карьерных консультаций.
Вторая стадия – подготовительная, нужно уметь очень хорошо себя «продать». Нам, россиянам, тоже это очень тяжело, мы не умеем себя хвалить и оценивать, поэтому мы учим писать CV, мотивационные письма для каждой конкретной вакансии.
Третья – активный процесс подбора вакансий и подготовка к интервью. У нас есть специальные researcher’ы, которые просматривают рынок и подбирают самые подходящие вакансии.
Последняя стадия – это адаптация на новом месте уже после выхода на работу.
Красной нитью всего этого процесса идут soft skills, и, в частности, английский язык. Потому что всё, что мы перечислили выше, происходит на английском. Мы делаем практикумы по бизнес-английскому и симулируем реальные кейсы, чтобы у наших клиентов уже было понимание, как они смогут работать в команде и выполнять свои задачи на новом рабочем месте.
По моим ощущениям, чтобы пройти весь цикл подготовки, нужно не меньше полугода с пониманием, что лучше вообще себя не перетруждать, а бежать эту дистанцию, как марафон. Если получается быстрее, значит, очень хорошо сложились обстоятельства.
Про психологию:
Когда ты понимаешь, что с тобой будет происходить, ты уже вооружён. Для нас, ребят из России, трудно осознавать, что процесс устройства на работу может занять много времени, а отказы – это нормально. На всех консультациях и вебинарах мы стараемся об этом рассказывать, чтобы клиентов не пугал и не расстраивал этот процесс.
Про специфику работы:
Мы в основном про IT и диджитал – это те ребята, у которых действительно есть большие возможности хорошо реализовать себя на международном рынке, и у кого процесс найма действительно так сложно выстроен, что им нужна помощь. Мы также помогаем и менеджерам, инженерам, чистым промышленникам. Мы не помогаем специальностям, где локальный российский рынок очень отличается от мирового, или тем, в чьих сферах существуют барьеры, чтобы начать работать за границей: медики, ученые, преподаватели. Им самим нужно пройти путь переквалификации под новые стандарты и систему и получить сертификат для работы.
Стереотип, что российские дипломы за границей не котируются – это, конечно, не правда. Многие российские вузы очень хороши, их узнают, у нас очень сильная инженерная или физмат база. Профессионала всегда оценивают по уровню и опыту его работы, диплом не будет причиной, чтобы не пустить человека в страну работать.
Про команду:
1 июня AgileFluent исполнился ровно год. 1 июня 2021 года у нас состоялась первая встреча с командой из шести человек (я, лингвисты и педагогические дизайнеры), на которой мы обсуждали, а как притулить английский к agile-спринтам и что вообще делать. Сейчас у нас двадцать девять человек. Из тех шести, с кем мы начинали, остался только один человек.
У меня был очень простой подход к созданию продукта: нужно просто пробовать, и чем раньше, тем лучше. Первый спринт у нас случился через три недели после запуска проекта. В июле появились первые рекрутеры, потом мы начали растить команду лингвистов (сейчас у нас восемь рекрутеров и столько же лингвистов). У нас есть маркетолог, project-менеджеры, sales-, контент-продюсеры, наши хелперы, но ядро нашей команды – это рекрутеры и лингвисты.
Все мы находимся в разных странах, я видела в жизни, наверное, только троих человек из нашей компании. Это русскоязычная команда, и из-за специфики контента все спокойно говорят на английском.
Про планы на будущее:
Все понимают, что сейчас очень тяжело вести международный бизнес из России: SWIFT не работает, у нас возникают трудности с приемом платежей. Поэтому есть идея открыть юридическое лицо за рубежом. Лично я хочу получить talent-визу в Великобритании, чтобы там жить и работать. Уверена, в Великобритании нам будет хорошо, там доступно большое количество сервисов для развития бизнеса, и очень хотелось бы в течение этого года всё сделать.
Над текстовой версией работали:
- Виктория Ащук - редактура
- Софья Бочарова - расшифровка