Добрый день, мои уважаемые подписчики и гости канала, вы на канале юриста Арсения Токарева. Сегодня поговорим о ситуации, которая может произойти практически с каждым.
Суть заключается в следующем: вы купили квартиру на этапе строительства, а когда застройщик пытается сдать квартиру, то выясняется, что она не соответствует требованиям. Что делать в данной ситуации? Давайте разбираться.
Рассмотрим вышесказанное на реальном примере из практики: вы купили квартиру, которая по документам должна быть площадью 44,2 квадратных метра.
Когда вас пригласили на приемку квартиры, то эксперт, после измерений, сообщил вам о том, что площадь квартиры составляет 41.6 квадратный метр. Таким образом застройщик не выполнил требования договора.
После этого застройщик предложил выплатить компенсацию за данные метры по рыночной стоимости и подписать акт приема-передачи. Сумма компенсации составила 150 000 рублей. Как вы уже поняли, застройщик ничего в итого не перечислил.
Что по данному поводу говорит закон и судебная практика?
Стоит понимать, что построить квартиру с точности до сантиметра невозможно. Это связано со спецификой строительства. Даже если застройщик будет делать все четко по технологии и требованиям, то соблюсти площадь в точности не получится.
Поэтому большинство договоров прописывают небольшую погрешность в виде 0.5 квадратного метра. В переделах данной погрешности компенсация не выплачивается.
В нашей ситуации застройщик существенно нарушил требования и договор. В данном случае на его защиту вступает Закон № 2300 "О защите прав потребителей", а именно статья 18. Таким образом есть требование, что объект должен соответствовать условиям договора.
Что вам необходимо делать в данной ситуации?
В первую очередь все замечания и нарушения вам необходимо зафиксировать в акте осмотра квартиры и сразу согласовать сроки устранения. Также у вас есть полное право направит застройщику официальное требование произвести перерасчёт стоимости квартиры.
Если застройщик отказывается идти на уступки, выполнять ваши требования или устранять замечания, то вам необходимо направить застройщику претензию на его юридический адрес.
В претензии указываем все недостатки, сроки устранения и ваши требования. В течение 10 дней вам обязаны ответить на него. Если вас игнорируют, то обращаемся в суд.
Обращение в суд
Здесь не стоит забывать про срок исковой давности (период, когда можете обратиться в суд). Он составляет 3 года. При этом срок давности может быть продлён для вас если есть уважительная причина.
В качестве примера можно привести длительную болезнь, командировка и так далее. Каждая ситуация расстраивается индивидуально на усмотрение судьи.
Важный! Срок исковой давности отсчитывают не с момента нарушения права, а с того дня, когда человек узнал о том, что его права нарушены.
Также не стоит забывать, что в суде вы имеете право потребовать не только выплаты компенсации или устранения недостатков, но и выплатить вам неустойку в размере 1% за каждый день не выполнения своих обязательств.
Сюда же можно отнести компенсацию морального вреда. Она устанавливается в индивидуальном порядке. В вышеуказанной ситуации, моральный вред составил 10 000 рублей.
Обратимся к Закону № 2300 "О защите прав потребителей", согласно статье 13, вы имеете право попросить суд взыскать с застройщика штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы за отказ удовлетворить требования потребителя.
Куда подавать исковое заявление?
Согласно статье 29 Гражданско-процессуального кодекса, исковое заявление подается в суд по месту нахождения ответчика или месту своего жительства.
В конце стоит отметить, что если сроки давности не прошли и вы все делаете согласно установленным правилам, то суд встанет на вашу сторону и застройщик выплатит вам денежную сумму и компенсацию.
Надеюсь, данная информация будет для вас полезной. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи. Спасибо за внимание и до встречи.